Необходимость в учебной машине
С поступлением на вооружение нового истребителя-бомбардировщика Су-7Б остро встал вопрос о создании его учебно-боевой версии. Несмотря на массовое распространение Су-7, в качестве учебного «спаренного» самолета до середины 1960-х годов продолжали использовать устаревшие УТИ МиГ-15. Это было вынужденной мерой, поскольку летные характеристики этих машин, особенно взлетно-посадочные, различались кардинально. Чтобы хоть как-то имитировать поведение «семерки» при посадке, на МиГах приземлялись на повышенной скорости с убранными закрылками. Кроме того, полки, оснащенные перехватчиками Су-9, также испытывали острую нехватку учебных самолетов, так как выпущенных в 1961–1962 годах 50 Су-9У было явно недостаточно для покрытия потребностей всех частей.
Начало разработки
Тем же постановлением правительства от 8 января 1961 года, которое утвердило принятие на вооружение Су-7Б, ОКБ-51 поручалось разработать его учебно-боевой вариант для обучения летчиков и курсантов. Первые эскизы новой машины появились уже в 1962 году, однако конструкторское бюро, загруженное работой по множеству других проектов (их число за три года выросло с четырех до четырнадцати), не могло сразу приступить к этой задаче.
В связи с высокой загруженностью головного ОКБ дальнейшее проектирование и постройку «спарки» поручили филиалу ОКБ-51 на серийном заводе №126 в Комсомольске-на-Амуре. Однако и там небольшая группа конструкторов была занята поддержкой серийного производства истребителей-бомбардировщиков, из-за чего разработка учебной машины надолго «заморозилась» и возобновилась лишь в середине 1960-х годов.
Давление со стороны военных
Тем временем военные выражали все большее недовольство отсутствием двухместного самолета, особенно на фоне высокого уровня аварийности Су-7 в строевых частях. Очевидно, что переучивание пилотов на такой скоростной машине требовало наличия учебной версии с инструктором. Отсутствие специализированного учебно-боевого самолета затрудняло освоение пилотирования, навигации и боевого применения, что приводило к организационным проблемам и росту числа происшествий. Использование для этих целей двухместного МиГ-21У, серийное производство которого началось в 1962 году, полностью проблему не решало из-за различий в характеристиках, управлении и оборудовании.
Возобновление работ и первые полеты
Лишь в 1964 году, после решения основных проблем серийного производства Су-7Б и БМ, в планах появилась постройка опытного образца учебно-боевого самолета. К концу года проектирование машины, получившей обозначение У-22, было завершено. Для ускорения работ к коллективу филиала подключились специалисты, командированные из Москвы. Было заложено три машины: одна для статических испытаний, одна предсерийная и один летный прототип. Первый полет на опытном У22-1 (борт 00-01) выполнил 25 октября 1965 года летчик-испытатель ОКБ Е.К. Кукушев.
Испытания и принятие на вооружение
На создание учебно-боевой версии ушло целое десятилетие. Чтобы ускорить процесс, заводские испытания свели к минимуму, выполнив всего 12 полетов для определения летных характеристик. Государственные совместные испытания начались 1 февраля 1966 года с участием двух самолетов (У22-1 и У22-2) и были успешно завершены 25 мая того же года. Самолет получил обозначение Су-7У (У-22) и был рекомендован к серийному производству после устранения выявленных недостатков. Первый серийный экземпляр был выпущен в апреле 1966 года, а 11 ноября Су-7У официально приняли на вооружение ВВС СССР.
Конструктивные особенности
Сверхзвуковой учебно-боевой истребитель Су-7У создавался на базе фюзеляжа и систем самолетов Су-7БМ и БКЛ. Основным изменением стала переделка носовой части для размещения двух отдельных герметичных кабин (курсанта спереди и инструктора сзади). При проектировании использовался опыт, полученный при создании двухместного перехватчика Су-9У. Начиная с 14-го самолета, носовую часть удлинили на 200 мм. Новый фонарь имел единый профиль с двумя открывающимися вверх-назад крышками (в отличие от сдвижного на одноместном Су-7). Изменение формы остекления позволило улучшить обзор из передней кабины и отказаться от лобового бронеблока.
Оборудование кабин и проблема обзора
Компоновка и оборудование передней кабины практически полностью соответствовали Су-7БКЛ. Задняя кабина инструктора была оснащена новой приборной панелью и дублирующими органами управления, позволявшими полностью контролировать действия курсанта и при необходимости брать управление на себя. Однако размещение пилотов друг за другом практически лишало инструктора обзора вперед. Проблему частично решили, «раздув» остекление задней кабины в стороны, из-за чего фонарь приобрел непропорциональную форму. Кардинальным решением стала установка на заднем фонаре выдвижного перископа с большим зеркалом, который испытывался на доработанных У22-1 и -2. Перископ позволял улучшить обзор вперед, хотя к такому виду из кабины нужно было привыкнуть. Изначально его можно было использовать на скоростях до 600 км/ч, а позднее, с 14-й серии, диапазон расширили до 850 км/ч.
Системы жизнеобеспечения и шасси
Каждая кабина была оборудована отдельным кислородным прибором ККО-5, а система кондиционирования была усовершенствована. Для аварийного покидания самолета использовались катапультные кресла КС-4У-22, срабатывавшие последовательно: сначала кресло инструктора, затем — курсанта. Из-за введения второй кабины и новых систем вес самолета вырос более чем на 20% по сравнению с Су-7Б. Для компенсации пришлось отказаться от бронирования кабин и одного из топливных баков. Недостаток топлива частично восполнили установкой герметичного бака в хвосте и возможностью подвески четырех подвесных топливных баков. На основных стойках шасси установили новые колеса КТ-117 с более мощными тормозами, охлаждаемыми спиртоводяной смесью, что было особенно важно для учебного самолета, часто выполняющего несколько заходов на посадку.
Оборудование и вооружение
Самолет был оборудован двухкупольной парашютно-тормозной системой, контейнером для ракетного ускорителя СПРД-110, автопилотом АП-28И-2У. Устанавливался двигатель АЛ-7Ф-1-200 (позже АЛ-7Ф-1-250). Радиоэлектронное оборудование включало станции РСИУ-5 (позже Р-832М), радиокомпас АРК-10, радиовысотомер, ответчики и другое. Передняя кабина была оборудована прицелом АСП-5НД-7-У (позже АСП-ПФ-7-У) и бомбосбрасывателем. Из-за возросшей взлетной массы максимальная бомбовая нагрузка была ограничена 500 кг. Ракетное вооружение (блоки УБ-16 с НАР) можно было подвешивать только на двух узлах. Стрелковое вооружение состояло из двух 30-мм пушек НР-30 (левую иногда снимали для облегчения).
Освоение производства
Освоение производства «спарки» на Дальневосточном машиностроительном заводе (ДМЗ) стало сложной задачей. Новому директору завода В.Е. Копылову, назначенному в июле 1965 года, пришлось организовать выпуск самолета, существенно отличавшегося от предшественника. Несмотря на высокую степень преемственности, изменения в носовой части фюзеляжа, новой кабине и фонаре требовали изготовления новых оснасток и тщательной проработки. Плотная компоновка двух кабин с системами управления и аварийного покидания создавала множество технических сложностей.
Фонарь теперь состоял из трех неподвижных и двух подвижных частей, а обеспечение их правильного взаимодействия и герметичности потребовало особого внимания. Работа над устранением несоответствий часто велась до поздней ночи, при личном участии директора завода.
Эксплуатация и экспорт
Система аварийного покидания была опробована на практике 27 апреля 1966 года, когда во время испытательного полета первого собранного Су-7У произошел отказ двигателя. Экипаж в составе В.Н. Ляшенко и В.А. Ивонина успешно катапультировался. К концу 1966 года завод выпустил 58 двухместных самолетов. Быстро была разработана и экспортная модификация Су-7УМК (У-22МК), первый полет которой состоялся 11 сентября 1966 года. Она оснащалась оборудованием и вооружением, аналогичным Су-7БМК.
Серийное производство Су-7У и его экспортной версии продолжалось до 1972 года, даже после перехода завода на выпуск более современного Су-17. Всего за этот период было построено 365 самолетов «спарок».
Летно-технические характеристики Су-7У
Модификация: Су-7У
Размах крыла, м: 9,31
Длина, м: 17.00
Высота, м: 4,99
Площадь крыла, м²: 34,00
Масса, кг:
- Пустого: 9100
- Нормальная взлетная: 13510
- Максимальная взлетная: 13890
Тип двигателя: 1 х ТРДФ АЛ-7Ф1-200
Тяга, кгс:
- Номинальная: 1 x 9600
- На форсаже: 1 x 8370
Максимальная скорость, км/ч: 2070
Крейсерская скорость, км/ч: 690
Практическая дальность, км: 1430
Практический потолок, м: 17000
Экипаж, чел: 2
Вооружение: 2 х 30-мм пушки НР-30 (боезапас 70 снарядов на ствол)
Боевая нагрузка: Максимальная - 1000 кг на четырех подвесных узлах.
Су-7 военная авиация бомбардировщик истребитель советского производства самолетостроение длинная колонна 1
Больше интересных статей здесь: Наука и техника.
Источник статьи: Су-7У.