3 августа 2010 года произошла трагическая авиакатастрофа, унесшая жизни двенадцати человек. Самолет Ан-24РВ авиакомпании «Катекавиа», выполнявший рейс из Красноярска в Игарку, разбился при заходе на посадку. На его борту находились 11 пассажиров и 4 члена экипажа.
Роковое снижение в сложных условиях
Полет из Красноярска проходил штатно, однако посадка была запланирована на темное время суток. За 40 минут до прибытия экипаж получил метеосводку, согласно которой высота нижней границы облаков составляла 270 метров — допустимый минимум для посадки. Заход на посадку выполнял второй пилот. Однако на расчетной высоте 270 метров взлетно-посадочная полоса (ВПП) и ее огни не были видны, самолет все еще находился в облаках.
Экипаж продолжил снижение, надеясь выйти из облачности. На высоте 130 метров земли видно не было, но командир воздушного судна (КВС) не отдал команду на уход на второй круг. На критической высоте принятия решения (100 метров) пилоты разглядели лишь отдельные огни, предположительно уличные фонари, но не увидели обязательных огней приближения и самой ВПП. Несмотря на это, КВС скомандовал: «Сесть».
Схема захода на посадку. Источник изображения: https://russianplanes.net/id22287
Столкновение и борьба за жизнь
В этот момент самолет начал незаметно для экипажа, сосредоточенного на поиске огней, отклоняться вправо с небольшим креном. Бортинженер доложил высоту 60 метров, но снижение не было прервано. На высоте около 15 метров прямо по курсу возникло препятствие. Пилоты резко потянули штурвалы на себя, бортинженер попытался перевести двигатели в режим взлетной мощности, но времени не хватило. Самолет на скорости 190 км/ч врезался в деревья и упал на землю в 500 метрах от взлетно-посадочной полосы.
После удара салон начал заполняться дымом. КВС и бортинженер, выбравшись через окно кабины и аварийный люк, не смогли подойти к основным выходам из-за быстро распространявшегося огня. Услышав крики, они вытащили из горящего фюзеляжа одного из пассажиров, на котором горела одежда, и помогли потушить пламя. Затем они эвакуировали второго пилота. К сожалению, спасти остальных не удалось.
Обратите внимание: «Белая мгла» и дважды выживший в катастрофах.
В результате катастрофы погибли все 11 пассажиров (один спасенный скончался позже в больнице) и бортпроводник. Выжили только три члена экипажа: КВС, второй пилот и бортинженер. Самолет был полностью разрушен пожаром.
На месте аварии
Расследование: череда ошибок
Следствие установило, что реальные погодные условия в зоне захода на посадку были значительно хуже переданных экипажу. Контрольные замеры, проведенные уже после катастрофы, фиксировали облачность на высоте 180-220 метров. Однако показания пилотов и очевидцев, говоривших о сильном приземном тумане и моросящих осадках, указывали на то, что фактическая высота облаков в критический момент составляла менее 100 метров.
Было выявлено ключевое упущение: метеоданные, переданные экипажу, были актуальны только для точки измерения в самом аэропорту. Траектория же захода на посадку пролегала над понижающейся к руслу Енисея местностью, где часто образуются туманы. На этом участке не было установлено необходимое метеорологическое оборудование, что лишало службы и экипаж объективной информации.
Аэропорт Игарка
Суд и приговор
Комиссия по расследованию пришла к выводу, что непосредственной причиной катастрофы стало решение командира продолжить снижение ниже минимальной безопасной высоты (100 метров) без надежного визуального контакта с ориентирами ВПП в условиях, хуже установленного минимума. Это привело к столкновению с землей в управляемом полете.
В качестве способствующих факторов были названы ошибки наземных служб: неполные метеосводки и несвоевременное предупреждение об опасном явлении — тумане.
Командира воздушного судна судили по статье о нарушении правил безопасности эксплуатации воздушного транспорта. Он не признал вины, настаивая на том, что катастрофа произошла из-за некорректных данных, предоставленных аэропортом. Тем не менее, суд счел его действия виновными в гибели 12 человек и приговорил к 4,5 годам лишения свободы.
Эта трагедия стала примером того, как роковое стечение обстоятельств — недостоверная метеоинформация, сложный рельеф и человеческая ошибка в критический момент — привело к необратимым последствиям.
Ставьте лайк и подписывайтесь на канал. Ваши реакции вдохновляют нас на написание новых статей. Заранее спасибо от всей команды!
«Расследование авиакатастроф» в Telegram
https://t.me/rumayday/
[мин]АвиацияСамолетПолетАэропортСобытиеКатастрофаГражданская авиацияПилотАн-24АвиакатастрофаДлинный пост 50Больше интересных статей здесь: Наука и техника.
Источник статьи: Угробил пассажиров и получил срок. Катастрофа Ан-24 в Игарке.