
Штурмовик A-4 Skyhawk был разработан американской компанией McDonnell Douglas и подходит для использования на авианосцах и на суше. В начале 1950-х годов Эд Хайнеманн, главный конструктор компании Douglas, заметил тенденцию к увеличению веса современных истребителей. Компания в частном порядке разработала проект истребителя весом всего около 3000 килограммов. Проект не заинтересовал американских военных, поскольку на тот момент уже существовало несколько проектов истребителей, однако ВМС США предложили компании разработать палубный штурмовик.

Самолет A-4 Skyhawk имеет следующие характеристики: максимальная скорость — 800 км/ч, боевой радиус — 550 км, боевая нагрузка — 900 кг, масса пустого — не более 13 600 кг. Несколько недель спустя Дуглас предложил новый проект. Его летно-технические характеристики превзошли требуемые: самолет весил вдвое больше заданных параметров (5400 кг), имел скорость 965 км/ч и дальность полета 740 км. Позднее, в связи с новыми требованиями к дальности полета, вес самолета увеличился.

На конструкцию Skyhawk большое влияние оказал опыт использования штурмовиков во время Корейской войны. Главный принцип его создания — простота. Это легкий и компактный самолет, который может взлетать с авианосца, даже не складывая крылья. В случае отказа гидравлики, из-за которого не удалось выпустить шасси, самолет A-4 Skyhawk мог рассчитывать на два внешних топливных бака, которые он почти всегда использовал для аварийной посадки. Кабина бронирована, контуры кабины имеют внешнюю стальную броню, лобовое стекло также имеет бронированное стекло. Обеспечивает защиту летчика от наземного огня из 14,5-мм ЗПУ на расстоянии 300 метров. Вес брони составляет 450 кг, что составляет 5,5% от нормальной взлетной массы. A-4 Skyhawk был первым самолетом такого типа, оснащенным системой дозаправки в воздухе, и последним бронированным штурмовиком 1950-х и 1960-х годов.

Прототип A-4 Skyhawk совершил первый полет в июне 1954 года, серийный A-4A совершил первый полет два месяца спустя, а серийный A-4M совершил первый полет в апреле 1970 года. В 1972 году для ВВС Израиля была построена последняя модификация самолета А-4Н. A-4M — единственный штурмовик с низкорасположенным крылом в арсенале авиации ВМС США.
Штурмовик был спроектирован по нормальной схеме, с низкорасположенным треугольным крылом и ящиком для боеприпасов внутри. Дополнительные запасы топлива размещены за кабиной пилота. В фюзеляже установлен бесфорсажный турбореактивный двигатель J52-P-4C8 тягой 5100 кгс (удельный расход топлива 0,89 кгс/кгс·час). Внутренний топливный бак имеет запас топлива 3030 л, три внешних бака имеют запас топлива 4220 л (один на 1500 л и два по 1360 л).

Оборудование самолета A-4M Skyhawk расположено в носовой части фюзеляжа и включает инерциальную доплеровскую систему с радиолокатором APN-153(V), систему управления огнем с оптическим прицелом и вычислителем, а также радионавигационную систему TACAN ARN-84. Радиолокационный высотомер ARN-194 и ИЛС Marconi AVQ-24.
Самолет имеет пять внешних точек подвески: четыре под крыльями (две внешние, две внутренние) и одну под фюзеляжем. На внешних узлах можно подвешивать грузы массой до 450 кг, на внутренних — до 1000 кг, а под фюзеляжем — до 1600 кг. В корневой части крыла установлены две пушки Colt Mk.12 (калибр 20 мм, боезапас 200 патронов). Самолет выпускается в нескольких модификациях и может быть оснащен неуправляемыми ракетами, ракетами AIM-9 Sidewinder, НУР (калибром 70 и 127 мм), ядерными и обычными бомбами массой до 907 кг, а также торпедами. Максимальная боевая нагрузка самолета составляет около 4150 кг.

Самолет A-4 Skyhawk характеризовался простотой управления и высокой скоростью крена на умеренных скоростях (до 300 дюймов в секунду.
Он оснащен двумя встроенными 20-мм пулеметами, каждый из которых имеет боезапас в 200 патронов. Подвесное вооружение размещено на одном подфюзеляжном и четырех подкрыльевых узлах. Из современных видов вооружения самолет может использовать ракеты класса «воздух-поверхность» Maverick и ракеты класса «воздух-воздух» Sidewinder (по две ракеты каждого класса на борту). Помимо А-4М, в боевых частях и подразделениях Резерва Корпуса морской пехоты США имеются также более ранние усовершенствованные самолеты — А-4Е и F. Первые также используются для имитации воздушных врагов во время подготовки морских летчиков.

Штурмовики отлично проявили себя в ходе боевых действий во Вьетнаме. Благодаря своей высокой эффективности истребитель Skyhawk непрерывно производился на протяжении 25 лет. Всего за этот период было выпущено 2960 самолетов различных модификаций. Самолет A-4 Skyhawk был выведен из состава ВМС США в 2003 году, а из состава Корпуса морской пехоты — в 1998 году.
Боевое применение:
«Скайхок» действовал в Юго-Восточной Азии с первого дня прямого участия США во Вьетнамской войне и до последнего. 5 августа 1964 года А-4 был среди самолетов, совершивших первую атаку на Северный Вьетнам. Операция «Пирсинг-стрела» была начата в ответ на действия северо-вьетнамских кораблей против эсминцев ВМС США во время второго инцидента в Тонкинском заливе. В ходе атаки были уничтожены некоторые торпедные катера ДРВ, а также нефтехранилище в Вине. Было потеряно два самолета, в том числе Skyhawk из 144-й штурмовой эскадрильи; его пилот Эверетт Альварес катапультировался и стал первым американским военнопленным в Северном Вьетнаме.

В первой половине войны Skyhawk (в модификациях A-4B, A-4C и A-4E) был самым массовым ударным самолетом ВМС США. Поршневой Skyraider постепенно снимается с производства, а более совершенный и дорогой Invader выпускается в очень малых количествах. Задачи, возложенные на A-4, включали в себя нанесение ударов по линиям связи и стратегическим целям, ведение разведки («охота за свободой»), подавление ПВО Северного Вьетнама, включая охоту за ними. Skyhawk стал первым самолетом, применившим противорадиолокационную ракету AGM-45 Shrike и управляемую бомбу с телевизионным наведением AGM-62 Bigeye.

После прекращения бомбардировок Северного Вьетнама осенью 1968 года авианосная авиация вновь обратилась к операциям против Южного Вьетнама и Лаоса. На смену «Скайхокам» пришли новые штурмовики A-7 Corsair II. Когда весной 1972 года началась новая волна авиаударов по Демократической Республике Вьетнам, в боевых действиях приняли участие лишь несколько эскадрилий, оснащенных A-4F.

Морские пехотинцы США отправили истребители Skyhawk с наземных баз в Южном Вьетнаме (Дананг и Чулай). Ее самолеты принимали участие в ограниченных бомбардировках Южного Вьетнама и оказывали непосредственную авиационную поддержку, в первую очередь силам Корпуса морской пехоты в северных провинциях Южного Вьетнама. 28 января 1973 года, на следующий день после подписания Парижских мирных соглашений и до вступления в силу прекращения огня, самолеты Корпуса морской пехоты «Скайхоки» совершили свой последний боевой вылет.

А-4 активно использовался во время войны во Вьетнаме. Например, 311-я штурмовая эскадрилья морской пехоты в одиночку сражалась всю войну (с перерывом в один год) и всегда была оснащена самолетами Skyhawk, совершив 54 000 боевых вылетов. Соответствующими были и потери: за всю войну в Юго-Восточной Азии ВМС и Корпус морской пехоты США потеряли в общей сложности 362 штурмовика А-4 (это общая цифра потерь — включая боевые и небоевые потери), а 130 летчиков погибли. Во время войны во Вьетнаме самолеты Skyhawk понесли самые большие боевые потери среди всех типов самолетов, использовавшихся ВМС и Корпусом морской пехоты США. На счету А-4 была одна воздушная победа: 1 мая 1967 года лейтенант-коммандер Теодор Шварц сбил северовьетнамский истребитель МиГ-17 неуправляемой ракетой.

Два пилота А-4 были награждены Медалью Почета — высшей военной наградой США. Младший лейтенант Михаил Эстосин был посмертно награжден медалью за действия в двух миссиях по нейтрализации позиций зенитных ракет С-75 в районе береговой обороны (апрель 1967 г.), а коммандер Джеймс Стокдейл был награжден медалью «За героизм в плену». Другим известным пилотом А-4 во время войны во Вьетнаме был лейтенант-коммандер ВМС Джон Маккейн, большой поклонник России и будущий сенатор и кандидат в президенты на выборах 2008 года. 29 июля 1967 года он едва не погиб в пожаре на борту USS Forrestal (который он сам и устроил), в результате которого погибло более 130 человек, а 26 октября его Skyhawk был сбит зенитной ракетой над Ханоем. Маккейн катапультировался и был схвачен.

Skyhawk активно использовался в военных конфликтах на Ближнем Востоке от Синайского полуострова до Персидского залива, а также в Фолклендской войне 1982 года.












Больше интересных статей здесь: Наука и техника.
Источник статьи: Небесный ястреб.