Торнадо

Этот самолет можно рассматривать как символ возрождения западноевропейской авиационной промышленности, которая успешно преодолела послевоенную рецессию, зависимость от США, привлекательность ракет общего назначения и финансовые трудности шестидесятых годов.
Несмотря на все препятствия, европейцы создали первоклассную боевую машину, отвечающую самым высоким требованиям, предъявляемым к истребителям третьего поколения.
Tornado — первый в мире серийный самолет с электродистанционной системой управления (ЭДСУ), а также первый серийный истребитель в Европе с крылом изменяемой стреловидности. Предпосылки для создания европейского ударного самолета начали формироваться в 1950-х — начале 1960-х годов, когда ученые, конструкторы и военные многих стран «Старого Света» начали прорабатывать облик перспективного сверхзвукового истребителя-бомбардировщика с возможностью быстрого взлета и посадки.

Подобная работа велась в то время в США (что впоследствии привело к созданию самолета F-111). Во второй половине 1957 года Королевские ВВС выпустили технические требования GOR339, требующие разработки двухместного (тандемного) маловысотного штурмовика, оснащенного крылом изменяемой геометрии, способного использовать прямолинейные участки шоссе в качестве взлетно-посадочных полос в боевых условиях для замены истребителя-бомбардировщика «Хантер». Хотя запрос Королевских ВВС не был удовлетворен государственным финансированием, концептуальные исследования такой машины начались среди крупнейших британских производителей самолетов, которые начинали восстанавливаться после катастрофы в области авиации середины 1950-х годов, вызванной британскими политиками, проправительственно настроенными к ракетам (в значительной степени находившимися под влиянием их советского коллеги Н.С. Хрущева.

Таким образом, к 1960 году компания Vickers-Armstrong разработала несколько проектов ударных самолетов с изменяемой геометрией крыла (рассматривались как самолеты с горизонтальным взлетом, так и с вертикальным взлетом и посадкой). В 1960 году НАТО потребовало обнародовать NBMR3, который во многом совпадал с требованиями Королевских ВВС. В русле них, помимо самолетов с фиксированным крылом и вертикальным взлетом и посадкой Fiat G.95, Hawker P.1154 и Dassault Mirage III V, появились проекты самолетов с изменяемой стреловидностью крыла — Vickers-Armstrong «583» и Fokker/Republic D24, также имевших возможность вертикального (укороченного) взлета и посадки. В 1963 году британское правительство приняло решение о финансировании программы создания самолета P.1154 (который предназначался для использования в Королевских ВВС и будущих авианосцах), и проект 583 был отложен. В то время оборонный бюджет Великобритании не мог поддержать два проекта по созданию самолетов вертикального взлета и посадки. Однако в Великобритании продолжались исследования самолетов с изменяемой геометрией крыла. Еще в 1960 году Фолланд начал работу над сверхзвуковым многоцелевым (боевым, ударным и учебно-боевым) самолетом FO 147, который должен был заменить легкий учебно-боевой самолет Фолланд «Нет». Самолет сравнительно небольшой, имеет аэродинамическую массу М=2,0 и схему «утка». В июне 1964 года компания BAC (British Aircraft Corporation) предложила проект многоцелевого самолета P.45, оснащенного двумя турбовентиляторными двигателями RB.172 или одним двигателем RB.168 Spey. Самолет относительно компактен (8400 кг для одномоторной версии и 8940 кг для двухмоторной) и выполнен по нормальной аэродинамической схеме. Угол стреловидности крыла варьируется от 25° до 68°.

Социалистическая партия, находящаяся у власти в Великобритании, приняла политику резкого сокращения расходов на оборону. Приоритет отдавался закупке авиационной техники в США (почему-то это считалось дешевле, чем реализация национальных программ), а также сотрудничеству с Европой. 17 мая 1965 года Великобритания и Франция подписали соглашение о совместной разработке перспективного учебно-боевого самолета (впоследствии приведшее к появлению ударно-боевого самолета «Ягуар»), а также многоцелевого ударного самолета с крылом изменяемой геометрии (AFVG) (англо-французский variable geometry). Конструкция окончательного варианта автомобиля была основана на проекте VAS R.45, в котором принимала участие французская компания Dassault. Технические характеристики самолета AFVG были утверждены 13 июля 1965 года. Истребитель-бомбардировщик имеет максимальную взлетную массу 22 680 кг, максимальную скорость 2,5 Маха, практический потолок более 18 километров и дальность полета без дозаправки 6500 километров.

Его предполагалось оснастить двумя турбовентиляторными двигателями SNECMA/Bristol Siddeley M.45G и мощной РЛС с диаметром антенны 90 мм, способной обнаруживать воздушные цели на дальности до 110 км. Вооружение самолета включает 30-мм пушку, ядерные и обычные бомбы. Французы намеревались оснастить свои самолеты баллистическими ракетами воздушного базирования; британцы в то время также проводили исследования по созданию подобных ракет. Однако реализация программы AFVG вскоре «пошла не так». По всей видимости, главным «тормозом» стала французская сторона, не слишком заинтересованная в еще одном штурмовике (в составе ВВС Франции уже имелись самолеты Mirage III и Mirage IV, которые полностью отвечали их требованиям). Франция согласилась на сделку AFVG, чтобы сохранить более приоритетную программу создания самолетов Jaguar. Хотя полномасштабный макет самолета был построен в Великобритании в 1967 году, проблемы с двигателем, а также политические и концептуальные разногласия (растущий интерес Франции к истребителю ПВО с изменяемой стреловидностью крыла и сохраняющаяся потребность в ударном самолете в Великобритании) привели к прекращению программы AFVG 29 июля 1967 года.

Это не стало неожиданностью для участников: спустя три месяца Dassault начала летные испытания экспериментального истребителя Mirage G, в конструкции которого использовались технические знания, полученные в ходе разработки самолета AFVG; Великобритания продолжила разработку своего истребителя-бомбардировщика самостоятельно, переименовав его в UKVG (UK Variable Geometry Fighter), и активно искала новых партнеров для проекта в соответствии с концепцией европейской интеграции. После Франции наиболее надежным партнером является Федеративная Республика Германия. В начале 1960-х годов страна была самой мощной экономикой в ​​Западной Европе. Немецкая авиационная промышленность также «возродилась из пепла». 12 декабря 1964 года правительства США и Германии подписали меморандум о совместной разработке истребителя-бомбардировщика вертикального взлета и посадки AVS (Advanced Vertical/Short Takeoff and Landing Attack) с крылом изменяемой стреловидности для замены самолетов F-104G и G.91 1970-х годов. Однако в январе 1968 года эта амбициозная программа была остановлена ​​из-за многочисленных технических трудностей и нехватки финансирования (Министерство обороны США было обеспокоено завершением программы F-111, а на AVS у США просто не было достаточно ресурсов).

Германия попыталась продолжить эту работу самостоятельно в рамках программы NKF (Neue Kampfflugzeug – Новый истребитель). Однако вскоре стало ясно, что немецкая авиационная промышленность не сможет решить проблему в одиночку. Начали искать иностранных партнёров. Первой страной, которая отреагировала, стала Канада, также проявившая интерес к новому многоцелевому самолету для использования на европейском театре военных действий (где размещена канадская военно-воздушная группа под командованием НАТО). Вскоре после этого Бельгия, Италия и Нидерланды присоединились к Канаде и договорились о разработке MRA-75 (многоцелевой самолет 1975 года). Принятие шестой страны — Великобритании — в Европейский Союз практически неизбежно.

В отличие от проекта NKF, общеевропейский истребитель-бомбардировщик уже не имел возможности вертикального взлета и посадки. Концептуально он больше напоминает проект AFVG. В июне 1968 года Великобритания, Италия, Западная Германия и Нидерланды подписали меморандум о взаимопонимании, устанавливавший принципы финансирования разработки самолета MRA-75. Канада и Бельгия не присоединились к программе и официально вышли из нее в октябре 1968 года. В июне следующего года примеру последовали Нидерланды, также не сумевшие профинансировать свою часть работ. Тем не менее, другие члены НАТО — Великобритания, Германия и Италия — продолжили разработку самолета и обозначили его как MRCA-75 (Multirole Combat Aircraft — многоцелевой истребитель 1975 года). Для реализации плана в марте 1969 года был создан международный консорциум Panavia, объединивший VAS (Великобритания), Messerschmitt-Belkoff-Blohm (Германия) и Aeritalia (Италия). Великобритания и Германия внесли 42,5% финансирования, а Италия — 15%. Одновременно с Panavia было создано производственное объединение «Турбо-Юнион», занимавшееся разработкой и выпуском двигателей для самолетов.

Объектами слияния являются такие компании, как Rolls-Royce, MTU и Fiat. Разработка бортового радиоэлектронного оборудования была поручена консорциуму «Авионика», в который входят компании EASAMS, ESG и SIA. Пистолет MRCA-75 производится фирмой Mauser. Разработка самолета официально началась 22 июля 1970 года. Проект быстро набирал обороты: к 1974 году в нем было задействовано 11 450 человек, в том числе 5 000 человек работали над двигателем и 3 500 — над авионикой. «Управленческий» персонал Panavia состоит из 150 человек, которые координируют деятельность почти 200 компаний-подрядчиков. Английский язык был выбран в качестве единственного рабочего языка для всех участников проекта, и все рабочие документы были подготовлены на английском языке. Было также решено использовать только метрическую систему. MRCA-75 был разработан Королевскими военно-воздушными силами для замены тактических бомбардировщиков Canberra и Corsair, а также дальнего бомбардировщика Vulcan. Поэтому британцы рассматривали новый самолет как «европейское стратегическое» оружие, способное наносить ядерные удары не только по целям в Восточной Европе, но и по целям на территории Советского Союза. В Германии MRCA-75 была поручена более простая задача: истребитель-бомбардировщик должен был заменить тактический штурмовик F-104G, а также отвечать за нанесение ударов по морским целям в Балтийском и Северном морях. Итальянцы также рассматривали новый самолет как замену F-104G, который был «охотником» за советскими кораблями в центральном Средиземноморье.

После долгих и мучительных переговоров по требованиям основными задачами самолета MRCA-75 были определены: - удары по аэродромам противника; - удары по районам сосредоточения войск, штабам и коммуникациям; - непосредственная поддержка сухопутных войск на поле боя круглосуточно и в любых погодных условиях; - удары по надводным морским целям; - воздушная разведка. Кроме того, самолет должен быть способен вести маневренный воздушный бой. Однако сравнительно низкий потолок и состав вооружения истребителя-бомбардировщика не позволяли использовать его против высотных целей. Первоначально истребитель-бомбардировщик планировалось проектировать в двухместном (немецкий и британский Panavia-200) и одноместном (итальянский Panavia-100) вариантах, однако впоследствии было принято решение о выпуске только двухместного самолета.

Технический проект самолета был завершен в августе 1972 года, а 14 августа 1974 года первый из девяти прототипов поднялся в воздух. В сентябре 1974 года новый истребитель-бомбардировщик получил название «Торнадо». 29 июля 1976 года было подписано межправительственное соглашение, в соответствии с которым для трех стран, участвующих в программе, должно было быть произведено в общей сложности 640 истребителей-бомбардировщиков Tornado IDS (а также 165 перехватчиков Tornado ADV для Королевских ВВС). Летные испытания первого предсерийного самолета начались 5 февраля 1977 года (всего для войсковых испытаний было построено шесть самолетов), а летом 1979 года серийные истребители-бомбардировщики начали выезжать из сборочного цеха. Первые самолеты Tornado были поставлены Королевским военно-воздушным силам Великобритании в 1980 году, а год спустя они поступили на вооружение ВВС Италии и Германии. Германия закупила 359 самолетов.

Люфтваффе получили 157 «чистых» истребителей-бомбардировщиков, 55 самолетов с двойным управлением и 35 самолетов Tornado ECR. Военно-морские силы Германии закупили 112 самолетов, в том числе 12 самолетов с двойным управлением. Италия закупила 100 истребителей-бомбардировщиков (12 из которых были с двойным управлением), а Великобритания закупила 229 (51 из которых были с двойным управлением). Последний самолет Tornado IDS был передан ВВС Италии 31 мая 1988 года, ВВС Германии — 12 июля, а Королевским ВВС — 19 ноября 1992 года. Некоторые самолеты Королевских ВВС (известные на местном уровне как Tornado GR.1) были установлены в 1984 году для доставки либо тактической ядерной бомбы WE177B британского производства, либо более мощной американской бомбы B61. В 1990 году, перед подготовкой самолета к участию в войне в Ираке, его модернизировали: на крылья, законцовку хвоста и воздухозаборники нанесли радиопоглощающие покрытия, чтобы снизить радиолокационную заметность самолета. Однако это покрытие оказалось непрактичным: имели место инциденты, в результате которых покрытие отламывалось и попадало в воздухозаборники, что приводило к авариям (вероятно, его сняли после операций в Персидском заливе). Другие модификации, внесенные в ходе подготовки к операции «Буря в пустыне», включали установку радиостанций с шифрованием HaveQuie2, освещения кабины со специальными фильтрами, позволяющими использовать очки ночного видения, спутниковой навигации и использования более крупных топливных баков (2250 литров).

Вооружение включало в себя несбрасываемый магазин JP233, ракеты BL755 RBC, американские авиационные бомбы Paveway II CAB, ракеты класса «воздух-воздух» AIM-9L Sidewinder и экспериментальные противорадиолокационные ракеты ALARM (эти ракеты поступят на вооружение только через два года). В 1993 году в состав вооружения самолета Tornado C1M был включен также подвесной контейнер с лазерной тепловизионной системой наблюдения и наведения TIALD (хотя оба контейнера были испытаны в реальных боевых условиях еще в 1991 году). 16 истребителей-бомбардировщиков в 1985-1987 гг. Модернизированный до разведывательного бомбардировщика Tornado GR.Mk.1, в 1989-1990 годах еще 14 самолетов были модернизированы до этой версии.

Кабина пилотов оборудована обычными электромеханическими приборами с круговыми шкалами. В центре панели приборов расположен навигационный индикатор с движущейся картой. Над ним установлен проекционный дисплей (HUD). Кабина штурмана-оператора имеет более «футуристический» вид и оснащена двумя многофункциональными монохромными индикаторами с функцией телевизионной развертки. В центре доски расположен комбинированный навигационный индикатор. С 1996 года самолеты ВВС Германии оснащаются видеорегистраторами, которые регистрируют полетную и тактическую информацию с ИЛС силовая установка. Два турбовентиляторных двигателя Turbo Union RB.199-34R (2 x 4100/7250 кгс) с системой реверса тяги. ВСУ ХД-312 оружие. Истребитель «Торнадо» вооружен двумя 27-мм пушками IWKA Mauser с боезапасом по 180 снарядов каждая, установленными в нижней части передней части фюзеляжа. Скорострельность орудия составляет 1000 или 1700 выстрелов в минуту. (Скорость стрельбы ниже при стрельбе по наземным целям и выше при стрельбе по воздушным целям). Ракетно-бомбовое вооружение распределяется по семи внешним точкам подвески и определяется «национальными особенностями» конкретного самолета (как указано выше), однако британские, немецкие и итальянские истребители-бомбардировщики должны иметь возможность нести американское вооружение, стандартизированное по НАТО: ядерные бомбы B61, противорадиолокационные ракеты AGM-88 HARM, ракеты класса «воздух-поверхность» AGM-65 Maverick, ракеты ближнего воздушного боя AIM-9L Sidewinder, ракеты дальнего действия RBC Mk.20 Pokai и БАБ Series 60. Максимальная боевая нагрузка 9000 кг.

Исправлять:

Tornado IDS — истребитель-бомбардировщик Люфтваффе и ВВС Италии

Tornado GR.1 — штурмовик Королевских ВВС

Tornado GR.1A — всепогодный тактический разведывательный самолет Королевских ВВС

Tornado GR.1B — морской истребитель-бомбардировщик

Tornado GR.4 - модернизированный истребитель-бомбардировщик GR1

Tornado GR.4A — современный всепогодный тактический разведывательный самолет для Королевских ВВС

Tornado ECR — разведывательный бомбардировщик, самолёт радиоэлектронной борьбы Люфтваффе

Tornado ADV — всепогодный перехватчик большой дальности. Существовали следующие версии: F2 (выпущено 17 единиц), F2A (1 единица) и F3 (155 единиц) .

Боевое применение:

Война в Персидском заливе (1991)
В зону конфликта было переброшено 80 самолетов Tornado (42 в Великобритании, 8 в Италии, 30 в Саудовской Аравии). Этот тип широко использовался для разведки, сначала для ночных, а затем и дневных атак на иракские аэродромы, а позднее для выслеживания иракских ракет Scud. Всего эти самолеты совершили более 3600 боевых вылетов.

Три самолета потерпели крушение еще до начала боевых действий, девять были потеряны в ходе боевых действий. Всего противником было сбито 8 истребителей «Торнадо»: 6 британских (сбиты иракскими ракетами ЗСУ-23-4 «Шилка» и ЗРК «Оса»), 1 итальянский (сбит иракским истребителем МиГ-29), 1 арабский (сбит ракетой ЗРК «Оса», еще один заявил, что его сбил истребитель МиГ-29), еще один был потерян по небоевым причинам. Британцы теряли в среднем один самолет на каждые 80–400 боевых вылетов, что примерно в 10 раз больше, чем американские самолеты.

Югославские войны (1999)

Для нанесения ударов по наземным целям было задействовано 40 истребителей-бомбардировщиков «Торнадо» (14 британских, 20 немецких и 6 итальянских). По официальным данным НАТО, потерь среди самолетов этого типа не было, тогда как Сербия заявила о сбитии 10 истребителей «Торнадо». Неясно, имеются ли какие-либо документальные доказательства (обломки самолета, пленный пилот), подтверждающие заявления Сербии. В частности, сообщается, что британский истребитель Tornado был сбит над Косово вечером 24 марта, однако британские источники заявили, что британские истребители Tornado в то время вообще не участвовали в войне, а первый самолет этого типа был отправлен для участия в операции лишь 1 апреля.

Война в Ираке (2003)

Единственной потерей «Торнадо» стал британский самолет, сбитый американской зенитной ракетой «Патриот»; оба пилота погибли.

Сирийская война
3 декабря 2015 года Королевские ВВС осуществили первую бомбардировку позиций ИГИЛ. Два самолета Panavia Tornado вылетели с авиабазы ​​ВВС Акротири на Кипре и сбросили шесть бомб Paveway.
В январе 2016 года издание Bild сообщило, что модернизация бортового радиоэлектронного оборудования истребителя Tornado ВВС Германии до уровня ASSTA-3.1 и установка цветного многофункционального ЖК-дисплея нарушили работу нашлемного прибора ночного видения пилота, используемого для ночного бомбометания.

14 апреля 2018 года четыре самолета Panavia Tornado, взлетевшие с авиабазы ​​на Кипре, выпустили ракеты Storm Shadow по бывшей ракетной базе, контролируемой сирийским правительством, в 15 милях к западу от Хомса, которую британские военные подозревали в хранении химического оружия.

Технические характеристики:
Экипаж, 2 человека
Размах крыла, м — 13,91
Длина самолета, м — 16,72
Высота полета самолета, метры - 5,92
Площадь крыла, м2 — 26,6
масса:
— Пустой самолет — 14350
— Максимальная взлетная масса — 27210.
топливо:
— Внутреннее топливо — 5090 кг
— ПТБ — 4 х 1500 л или 2 х 1500 + 2 х 2250 л
Тип двигателя:
— Циклон GR.Mk.1 — 2 Турбо Альянс RB.199-34R Mk.101
— Циклон GR.Mk.4 — 2 Турбо Альянс RB.199-34R Mk.103
Максимальная тяга (необязательная и обязательная.):
— Циклон ГР.Мк.1 — 3440 / 6730 кгс
— Циклон ГР.Мк.4 — 3925 / 7293 кгс
Максимальная скорость на высоте 11 км - 2338 км/ч
Крейсерская скорость - 1575 км/ч
Фактическая дальность полета с ПТБ, км — 3890
Дальность, км - 1390
потолок технический, м — 15240
Максимальная эксплуатационная перегрузка - 7,5

оружие:
2 27-мм пушки Mauser BK27, боезапас каждой — 180 снарядов. Боевая нагрузка: 7 узлов подвески, общий вес 9000 кг: 3 ядерные бомбы WE.177, 2 ракеты класса «воздух-воздух» AIM-9B/L Sidewinder, 7 противорадиолокационных ракет ALARM, 4 противокорабельные ракеты Seahawk. До 3 различных типов бомб - GBU-15 с оптическим наведением, Paveway с лазерным наведением, обычные бомбы массой 454, 340, 227, 113 кг, кассетные бомбы BL775, напалмовые баллоны и специальные подвесные контейнеры, включая систему ПВО JP233.

Военная авиация истребитель британский военный бомбардировщик военная история длинная колонка 1

Больше интересных статей здесь: Наука и техника.

Источник статьи: Торнадо.