
27 февраля 2019 года индийский истребитель МиГ-21 «Бизон» сбил пакистанский истребитель F-16 над Кашмиром (спорная территория на северо-западе полуострова Индостан). Экспертное сообщество это не слишком удивило. Хотя для обычных людей это действительно необычно. Гораздо интереснее выяснить, что именно произошло.

По данным индийского телеканала NDTV, в воздушном бою участвовали в общей сложности 8 американских истребителей F-16, 4 французских истребителя Mirage 3 и 4 истребителя JF-17 «Fierce Dragon», совместно разработанных Китаем и Пакистаном. Хотя Пакистан утверждал, что истребители F-16 не участвовали в боевых действиях, фрагменты американских ракет класса «воздух-воздух» AIM-120 в ангаре боевых вертолетов «Strong Sixteen» свидетельствовали об обратном. По данным телеканала, в противостоянии участвовали четыре истребителя Су-30МКИ, два Mirage 2000N и столько же истребителей МиГ-21 Bison. Один из таких бойцов стал главным героем нынешней истории.

Справедливости ради стоит отметить, что в ходе этого боя пакистанцы сбили индийский МиГ. Но что интересно, победителем в этой дуэли вышел истребитель JF-17 Thunder, который производится в Китае и является преемником самолета J-7 (F-7), который Китай выпускал много лет, а также является клоном МиГ-21.

Этот факт лишь подтверждает гениальность конструкторских решений, принятых при создании советского истребителя.
Что касается общей политической ситуации, то эксперты уверяют общественность: новый виток эскалации в Кашмире быстро закончится и скоро завершится. Здесь интересы конфликтующих сторон совпадают. С одной стороны, Пакистан слабее Индии, а с другой стороны, Индии не нужны миллионы беженцев из Пакистана, которые хлынут в Индию и вызовут хаос. В целом крупных войн не было.

Но с военно-технической точки зрения ситуация становится действительно интересной и вызывает ряд вопросов. И самое главное, почему Индия перебросила устаревшие МиГ-21 в Пакистан?

Напомним, МиГ-21 поступил на вооружение в 1959 году, но уже в сталинские времена конструктор Анатолий Брунов разработал его как истребитель третьего поколения с треугольным крылом и скоростью, вдвое превышающей звуковой барьер. Позже эксперты заявили, что МиГ-21 является самым массовым и экономичным сверхзвуковым истребителем в мире, а также его чрезвычайно легко ремонтировать. Он действительно стал чемпионом по соотношению цена-качество.

У Запада также есть прекрасные истребители, но их было произведено гораздо меньше (11 500 МиГ-21 против 5000 американских F-4 Phantom), поэтому есть большая вероятность, что они скоро закончатся. Следует также отметить, что F-4 значительно дороже. Многие летные характеристики также различались: одноместный одномоторный советский истребитель весил всего 8730 кг, тогда как двухместный двухмоторный F-4 весил более 20 000 кг.
Другим конкурентом советского самолета был французский одномоторный одноместный самолет Mirage III. Как конкурент истребителю МиГ, он имеет больше возможностей. Однако массовое производство Советского Союза снова разочаровало НАТО. Было выпущено менее 1500 самолетов Mirage. Съёмки «Двадцати одного» проходили в Москве, Горьком и Тбилиси. Кроме того, самолет собирался по лицензии в Чехословакии.
В целом, если бы в то время произошли мировые беспорядки, Советский Союз имел бы превосходство в воздухе не по качеству, а по количеству, но, к счастью, Третья мировая война не произошла.

Хотя МиГи все же сталкивались в воздухе с «Миражами» и другими типами самолетов НАТО. И в подавляющем большинстве случаев они проявили себя вполне успешно (тут надо еще раз учесть подготовку летчиков, поскольку техническое совершенство — далеко не единственный аспект боевого успеха).
По словам летного инструктора, майора запаса ВВС Андрея Красноперова, «МиГам нередко удавалось неожиданно побеждать более совершенные в техническом отношении самолеты противника».

«Мы помним, что творили наши летчики в Сирии в советское время. Помню одну перестрелку: в воздухе встретились восемь наших МиГов и восемь американских «Фальконов». Тогда советский летчик сбил «американский» истребитель ракетой «воздух-воздух», хотя у «шестнадцатого» была очень сильная защита от такого оружия. Вообще, в этом деле важно быть профессионалом. Так же, как и индийские летчики», — рассказал Красноперов.
«На самом деле F-16 технически превосходит МиГ-21, но в круговом бою от ближнего боя никто не застрахован. В таких ситуациях любой самолет может себя проявить», — отметил почетный летчик.

Если взять в качестве примера битву между МиГ-21 и F-16, то можно сделать один однозначный вывод: более современная и боеспособная система вооружения не всегда побеждает. Необходимо учитывать несколько факторов: мастерство пилота, поддержку со стороны других боевых средств, включая истребители и самолеты дальнего радиолокационного обнаружения, наземные радары и многое другое. Кстати, мастерство индийского летчика Абхинандана Вартхамана сыграло огромную роль в Кашмирской кампании. Наконец, в данном конкретном случае преимущество F-16 было сведено на нет близкой дистанцией боя.

МиГ-21 имеет долгую боевую историю и принимал участие практически во всех войнах на Земле. Истребитель «Двадцать один» был разработан для завоевания превосходства в воздухе, но может также использоваться для атаки наземных целей. Он зарекомендовал себя как превосходный разведчик. Поэтому МиГ-21 можно назвать «универсальным» самолетом».

Надо признать, что многие образцы оружия, разработанные Советским Союзом, впоследствии оказались «вечными». Он продолжает достойно служить спустя десятилетия после ввода в эксплуатацию и даже после вывода из эксплуатации. Не говоря уже о том, что это оружие претерпело ряд модернизаций.
Поэтому журнал Military Observer призвал учесть, что над Кашмиром летит самая современная версия этой машины, разработанная специально для ВВС Индии РСК «МиГ» и Нижегородским авиазаводом «Сокол». В рамках программы глубокой модернизации МиГ-21-93 было обновлено около 120 самолетов МиГ-21бис. В НАТО эта версия получила название Bison.

В этой версии МиГ-21 оснастили модернизированной системой управления вооружением, позволяющей применять ракеты большой дальности Р-27 и Р-77, а также ракету увеличенной дальности Р-27ЭР. Самолет также оснащен израильской системой радиоэлектронной борьбы El/L8222, которая предназначена для противодействия наведению ракет класса «воздух-воздух».
«У нас в арсенале есть МиГ-21, почему бы нам их не использовать?» — сказал главный маршал авиации Бирендер Сингх Дханоа, когда журналисты спросили его о дисбалансе в воздушном бою. МиГ-21 имеют улучшенную систему управления оружием и совместимы с современными ракетами класса «воздух-воздух».

В составе ВВС Индии имеется большой парк российских военных самолетов разного возраста. В 2018 году на вооружении ВВС Индии находилось в общей сложности 244 истребителя МиГ-21 и 84 самолета МиГ-27. Эти самолеты присоединяются к европейскому Jaguar, французским Mirage 2000 и Dassault Rafale, российским МиГ-29 и Су-30, а также индийскому истребителю Tejas).

3 октября 2024 года начальник штаба ВВС Индии маршал авиации В. Р. Чаудхари объявил, что последний МиГ-21 будет выведен из эксплуатации в 2025 году.

Больше интересных статей здесь: Наука и техника.
Источник статьи: В небе над Кашмиром.