ЦАГИ 1-ЭА: Первый советский вертолет, покоривший небо

В конце лета 1930 года по подмосковной дороге в ночной тишине двигалась необычная процессия. Ломовая лошадь везла на дутых колесах с изящными спицами длинный объект, укрытый брезентом. Ранним утром 3 сентября этот груз, наконец, достиг Ухтомского аэродрома. Так, без лишней помпы, был доставлен для испытаний революционный летательный аппарат — первый советский вертолет, или, как говорили в то время, геликоптер. Он был создан группой экспериментально-аэродинамического отдела ЦАГИ (Центрального аэрогидродинамического института).

Трудный путь к цели

Еще весной 1925 года Борис Юрьев, начальник ЭАО ЦАГИ, предупреждал молодых энтузиастов: «Проблема создания геликоптера — одна из труднейших в авиации. Путь этот длинный и очень трудный». Его слова оказались пророческими. Конструкторам предстояло столкнуться с множеством трудностей, но их вера в успех и упорный труд в итоге принесли плоды раньше, чем можно было ожидать.

Научный подход вместо изобретательства

В духе лучших традиций ЦАГИ, группа не бросилась сразу строить машину. Работе с металлом предшествовали годы кропотливых исследований. Ученые и инженеры изучали поведение несущего винта у земли, режим авторотации, сравнивали эффективность одно- и многовинтовых схем. Это был фундаментальный научный поиск, а не просто попытка создать летающий аппарат.

Из множества вариантов были отобраны три наиболее перспективные схемы: двухвинтовая поперечная, восьмивинтовая и одновинтовая (так называемая «схема Юрьева») с рулевым винтом для компенсации реактивного момента. Эти «фавориты» были детально проработаны вплоть до точных расчетов веса всех агрегатов.

Эксперименты как основа успеха

Но и этого показалось мало. Каждую схему решили проверить экспериментально. Первую — на специальном винтовом приборе, вторую — на натурном стенде с двумя винтами, а для одновинтовой схемы провели масштабные испытания с полноценным двухлопастным винтом и авиационным двигателем. Такой тщательный подход был редкостью для зарождающейся отрасли.

Рождение первенца

Лишь в конце 1928 года, под руководством Алексея Михайловича Черемухина — бывшего военного летчика, талантливого инженера и будущего профессора МАИ, — началось проектирование самого вертолета. К июлю 1930 года были созданы уникальные узлы: четырехлопастный несущий винт, сложный центральный редуктор, муфты свободного хода. Первые испытания прошли в необычной обстановке — на втором этаже недостроенного здания ЦАГИ, в присутствии пожарного с огнетушителями. После успешных наземных тестов машину ночью перевезли на Ухтомский аэродром, выделенный для полетов по личному распоряжению заместителя наркома обороны Михаила Тухачевского.

Триумф и рекорды

Глубокие предварительные исследования окупились сполна. Вертолет ЦАГИ 1-ЭА, превзошедший все зарубежные аналоги своего времени, очень быстро начал ставить рекорды. Уже осенью 1930 года Черемухин уверенно летал на высотах 40-50 метров, что вдвое превышало официальный мировой рекорд итальянского геликоптера. А в августе 1932 года, в тишине ночного неба, аппарат достиг невероятной для того времени высоты — 605 метров, превзойдя итальянский рекорд в 34 раза! Это был ошеломляющий успех советской инженерной мысли.

Наследие пионеров

Хотя сам ЦАГИ 1-ЭА и его последователи не пошли в серийное производство, их значение невозможно переоценить. На этих первых машинах выросла целая плеяда выдающихся советских авиаконструкторов и ученых: А.М. Изаксон, К.А. Бункин, И.П. Братухин и многие другие. Их труд заложил фундамент мощной отечественной школы вертолетостроения, которая впоследствии подарила миру знаменитые машины марки «Ми» и «Ка».

Летно-технические характеристики ЦАГИ 1-ЭА:

Размеры: диаметр несущего винта – 11,0 м, длина – 12,8 м, высота – 3,38 м.
Частота вращения винта – 153 об/мин.
Масса вертолета: пустого – 982 кг, максимальная взлетная – 1145 кг.
Силовая установка: 2 поршневых двигателя М-2, мощностью 2х120 л.с.
Максимальная скорость полета – 30 км/ч.
Практический потолок – 605 м.
Экипаж – 1 человек.

Вертолет 1930-е СССР Конструкторское бюро Экспериментальный Черно-белое фото Длиннопост

Больше интересных статей здесь: Наука и техника.

Источник статьи: ЦАГИ 1-ЭА.