МиГ-31

Самолет МиГ-31 является дальнейшим развитием истребителя-перехватчика МиГ-25П. Самолет, разработанный для национальной системы ПВО, способен осуществлять длительное патрулирование и наносить удары по всем типам воздушных целей (включая небольшие крылатые ракеты, вертолеты и высотные скоростные самолеты, такие как бомбардировщики Lockheed SR-71 или B-1B) в любое время суток, в сложных метеоусловиях и в условиях интенсивной радиоэлектронной борьбы. МиГ-31 — практически единственный самолет, способный перехватывать и уничтожать крылатые ракеты на сверхмалых высотах.

Центральный авиационный конструкторский институт (ЦАГИ) выдал проект самолета в 1968 году, а ОКБ им. И.М. Кутузова — в 1972 году. Искусственный интеллект Микоян начал усиленно работать над созданием этой машины. Истребитель получил обозначение МиГ-25МП (Е-155МП, «Изделие 83») и имел дальность перехвата 700 км на крейсерской скорости 2500 км/ч (М=2,35) и 1200 км на дозвуковой скорости. Первый экспериментальный истребитель Е-155МП-831 был завершен весной 1975 года. Новый самолет впервые поднялся в воздух 16 сентября (летчик-испытатель А. Федотов). В следующем году на летные испытания поступил второй прототип, а летом 1977 года на горьковском авиазаводе «Сокол» были изготовлены первые два самолета. После завершения первого этапа государственных испытаний в 1979 году началось серийное производство перехватчика, ему было присвоено новое обозначение — МиГ-31.

В отличие от исходного самолета экипаж нового истребителя-перехватчика состоял из двух человек, поскольку сложное радиотехническое оборудование потребовало введения в состав экипажа штурмана, основной задачей которого было наблюдение за воздушным пространством и выработка стратегии перехвата групповых целей. В состав авионики входит радиоприцел «Заслон», изначально (с начала 1960-х годов) разрабатывавшийся Институтом приборостроения для дальнего перехватчика с изменяемой стреловидностью крыла Ту-148, который изначально предназначался для замены самолета Ту-128.

Истребитель, оснащенный фазированной решеткой, совершил первый полет в 1976 году. 15 февраля 1978 года истребитель совершил свой первый полет, обнаружив и сопровождая 10 воздушных целей. Полностью программа государственных испытаний была завершена осенью 1980 года, когда первые серийные самолеты начали поступать в действующие части Войск ПВО. Первой авиачастью, получившей на вооружение новый истребитель, стала базирующаяся в Плавкинске. Самолет МиГ-31, оснащенный БПЛА «Заслон», официально поступил на вооружение Войск ПВО в декабре 1981 года. В строевых частях МиГ-31 начал заменять дальний перехватчик Ту-128 (работы по перевооружению были полностью завершены в конце 1980-х годов.).

Впервые самолет был продемонстрирован на Парижском авиасалоне в июне 1991 года и на Дубайском международном авиасалоне осенью 1991 года. На международном авиасалоне он получил единодушную оценку экспертов. МиГ-31 стал первым в мире истребителем, перелетевшим Северный полюс (летчики-испытатели Р. Таскаев и Л. Попов). Зимой 1992 года в Мачулищах (Белоруссия) состоялась демонстрация авиационной техники руководителям СНГ. Был продемонстрирован истребитель-перехватчик МиГ-31М. 2 сентября 1998 года МиГ-МАПО представило новую модификацию перехватчика — МиГ-31БМ, предназначенную для борьбы с радиолокационными станциями. Аналогов МиГ-31 за рубежом пока нет.

Истребитель МиГ-31 похож на МиГ-25, с нормальной аэродинамической схемой, трапециевидным верхним крылом, полностью подвижным стабилизатором и двойным вертикальным оперением. Фюзеляж изготовлен из 50% нержавеющей стали, 16% титанового сплава, 33% алюминиевого сплава и 1% других конструкционных материалов. Рабочая температура алюминиевого сплава достигает 150 градусов, а зона нагрева высокой кинетической энергии при гиперзвуковой скорости выполнена из титана и нержавеющей стали. Таким образом, вес фюзеляжа уменьшается.

переднее шасси — двухколесное с брызговиками. Основная рама имеет тележковую конструкцию, в которой колеса расположены тандемно и смещены относительно продольной оси. Такое шасси существенно снижало удельное давление на грунт, что позволяло МиГ-31 эксплуатироваться с грунтовых и обледенелых аэродромов (это было особенно важно при эксплуатации самолета в слабоосвоенных районах Сибири, где отсутствовала развитая аэродромная сеть). Створка основной стойки шасси используется в качестве воздушного тормоза во время полета, имеет угол отклонения 44° и общую площадь 1,39 м2. Их можно даже запускать на сверхзвуковой скорости. Крылья имеют трапециевидную форму с углом стреловидности 41°. Для улучшения маневренности на больших углах атаки в корневой части крыла установлено небольшое расширение с углом стреловидности 70°. Два вертикальных хвостовых киля общей площадью 15,6 кв м слегка раздвинуты в стороны (8°) и несут нагрузку в виде многочисленных антенн. Горизонтальное оперение полностью подвижное, размах крыльев составляет 8,75 метра, а площадь — 9,8 квадратных метров. Аэродинамический гребень расположен под хвостовой частью фюзеляжа и имеет угол развала 12.

Самолет оснащен новым высокоэффективным двухконтурным турбовентиляторным двигателем Д-30Ф6 (ранее Д-30Ф), в котором реализован метод смешения внутреннего и внешнего контуров после турбины, а также форсажной камерой и полнорежимным регулируемым соплом с закрылковой конструкцией. Оба двигателя имеют тягу без форсажа 9270 кгс (91 кН) и тягу с форсажем 15 510 кгс (152 кН). Сухая масса двигателя составляет 2420 кг. Опытно-конструкторские работы начались в 1972 году под руководством П.А. Соловьева.

Воздухозаборник двигателя поперечный, прямоугольного сечения, регулируется с помощью подвижной горизонтальной панели. Внутренний запас топлива составляет 1630 кг в семи фюзеляжных баках, четырех крыльевых баках и двух килевых баках. Дополнительные топливные баки емкостью 2500 литров можно подвесить на внешние подкрыльевые крепления. Заправка централизованная. Более поздние самолеты МиГ-31, а также МиГ-31Б(БС) и все последующие модификации оснащаются системой дозаправки в воздухе от самолетов-заправщиков Ил-78 или Су-24Т. Г-образный топливоприемный стержень является выдвижным.

Аппаратура наведения позволяет использовать истребитель-перехватчик МиГ-31 автономно, в составе группы однотипных самолетов или в качестве ведущего самолета для управления действиями истребителей с менее совершенным бортовым оборудованием (МиГ-23, МиГ-25, МиГ-29, Су-27 или Су-15). Для решения задачи дальнего перехвата и обеспечения полуавтономных действий в радиолокационном поле самолет должен был быть оснащен уникальной РЛС с фазированной решеткой и квазинепрерывным излучением, способной обнаруживать малоразмерные цели на фоне земли (единственная в мире серийная РЛС с фазированной решеткой для истребителей, осуществляющая только электронное сканирование). Самолет оснащен мощной импульсно-доплеровской радиолокационной станцией СБИ-16 «Заслон» (диаметр неподвижной антенны 1,1 метра). МиГ-31 — первый в мире (и пока единственный) серийный истребитель, использующий фазированную антенную решетку с возможностью только электронного сканирования (несерийные F-22 и Rafale C также используют аналогичные антенны). Максимальная дальность обнаружения целей с ЭПР 16 м2 составляет 200 км, дальность сопровождения целей класса AWACS — 120 км, а целей класса истребитель — 90 км в передней полусфере и, соответственно, 120 и 70 км в задней полусфере. Радар имеет горизонтальный угол обзора 140° (в некоторых режимах 240°, что означает, что одновременно можно просматривать переднюю и заднюю полусферы) и вертикальный угол обзора +70/-60°.

Радар способен обнаруживать и уничтожать самолеты (в том числе малозаметные), вертолеты и крылатые ракеты в верхней полусфере и на фоне Земли. Автоматически можно отслеживать максимум 10 целей. Бортовой компьютер «Аргон-К» выбирает четыре наиболее важные ракеты и может одновременно наводить четыре ракеты Р-33. В отличие от американского истребителя Grumman F-14 Tomcat, способного отслеживать и одновременно наводить ракеты AIM-54 Phoenix на различные цели в относительно узкой зоне (+/- 20°), радар самолета МиГ-31 может работать в этих режимах практически по всему полю зрения.

МиГ-31 оснащен тепловизионным пеленгатором 8ТП (инфракрасная система поиска и сопровождения целей). Дальность обнаружения — до 50 км, угол обзора по горизонтали +/- 60°, по вертикали +6/- 13°. Датчик инфракрасной станции расположен в полуутопленном положении на шарнирной подвеске под носовой частью фюзеляжа, что позволяет выводить его в рабочее положение во время полета. Инфракрасная станция позволяет осуществлять скрытный поиск и применение средств поражения (Р-40ТД и Р-60 с ТГС), а также вести бой в условиях сильных радиоэлектронных помех. Коллективные действия четырех самолетов МиГ-31 позволяют достичь максимальной боевой эффективности, взаимодействуя друг с другом через автоматические системы управления, автоматически обмениваясь информацией и наводясь на цель в составе группы. Такой вариант боя позволяет группе самолетов МиГ-31 контролировать воздушное пространство шириной до 1000 километров. Цифровая система замкнутой связи АПД-518 позволяет группе из четырех самолетов МиГ-31, находящихся на расстоянии 200 километров друг от друга, обмениваться радиолокационной информацией и направлять группу истребителей, оснащенных менее совершенным бортовым оборудованием, на атаку целей. Цифровая замкнутая линия обмена данными РК-РЛДН обеспечивает взаимодействие с наземным пунктом управления. Использование системы АПД-518 позволяет одному истребителю МиГ-31 скрытно атаковать цель, а другому истребителю — сопровождать цель, сохраняя безопасное расстояние от самолета противника и передавая радиолокационную информацию атакующему самолету. Возможность обмена информацией позволяет использовать МиГ-31 для дальнего радиолокационного обнаружения и наведения самолетов Су-27 и МиГ-29.

Кабина пилотов оснащена большим индикатором тактической обстановки. Кабина пилотов оснащена цветным индикатором на лобовом стекле (ИЛС) ППИ-70В, разработанным конструкторским бюро «Шэншэнь». Аналогов за рубежом в настоящее время нет. Система предоставляет пилоту информацию в виде светящихся цветных шкал, индексов, ссылок и надписей, проецируемых в бесконечность. Предоставляемая информация включает в себя барометрическую или радиовысоту, приборную воздушную скорость, курс, тангаж, угол атаки, вертикальную скорость, число Маха, расстояние до взлетно-посадочной полосы, положение самолета относительно заданного пути, индекс директорного управления, команды «малый газ», «тормозные устройства», «частичный форсаж» и т д. В ходе воздушного боя на ИЛС также может выводиться следующая информация: текущее расстояние до цели, максимально и минимально допустимые дальности пуска ракет, заданное число Маха, ошибки прицеливания по углу места и азимуту, прицельные марки, азимутальные круги, допускаемые при пуске различных ракет, марки углов места и азимута атакуемой цели, коллиматорная сетка, команды «огонь», «поворот влево», «поворот вправо», «атака ПП», «атака ЗП» (всего 24 команды). Система обеспечивает нормальную работу даже в условиях облачности при уровне освещенности 10 000 кД/м2. Навигационное оборудование включает радионавигационные системы «Тропик» (аналог системы «Лоран», точность определения координат 0,13–1,3 км, дальность действия 2000 км) и «Маршрут» (аналог системы «Омега», точность определения координат 1,8–3,6 км, дальность действия 2000–10 000 км). Обеспечивается возможность использования данного самолета на арктическом театре военных действий.

Вооружение самолета МиГ-31 включает ракеты большой дальности Р-33 (дальность пуска — 120 км), размещенные конформными парами на четырех полуутопленных внешних подвесках под фюзеляжем, ракеты средней дальности Р-40Т с инфракрасной системой наведения и ракеты малой дальности Р-60, Р-60М или Р-37, установленные на четырех подкрыльевых подвесках. Под фюзеляжем установлена ​​шестиствольная пушка ГШ-23-6 (калибр 23 мм, боезапас 260 снарядов, скорострельность 8000 выстрелов в минуту, масса пули 200 граммов, начальная скорость 700 м/с). Когда пушечный порт не используется, он закрывается специальной заслонкой для улучшения аэродинамических характеристик и уменьшения эффективной площади отражения самолета.

Боевое применение.
Во-первых, XXXI корпус использовался для переоснащения корпуса, прикрывавшего арктическое и дальневосточное небо. Вот боевая статистика полка ПВО, дислоцированного на Камчатке, который недавно оснастили новыми истребителями МиГ-31: в 1987 году летчики полка совершили 214 вылетов на сопровождение самолетов-разведчиков, в 1988 году летчики полка совершили 825 вылетов. SR-71, P-3 Orion и KC-135 — это настоящее бедствие. Появление нового вооружения в войсках ПВО, естественно, сразу же привлекло внимание Запада, и хотя интенсивность полетов через границу не снизилась, случаи несанкционированного поведения стали снижаться. Если до 1984 года летчики 365-го истребительного авиаполка (сбившего в 1978 году корейский пассажирский самолет Boeing 707 в районе города Кен), оснащенные устаревшими истребителями Су-15, долгое время не могли противостоять атакам разведчиков SR-71, то после перехода на новые истребители Су-27 и МиГ-31 они постепенно сократили количество вылетов «71-го крыла» в своем районе. Типичный перехват состоялся 8 марта: два МиГ-31 «преследовали» SR-71A в нейтральных водах, причем настолько, что он вернулся на базу, не выполнив свою задачу. В декабре 1986 года 72-й ГИАП (Амдема) получил истребители четвертого поколения МиГ-31, а 27 мая 1987 года одна из эскадрилий совершила первый боевой вылет. В этот же день экипажу МиГ-31 (в составе гвардии капитана Ю.Н. Моисеева и гвардии капитана О.А. Краснова) пришлось провести боевую атаку на разведывательный самолет SR-71 и вытеснить его в глубь нейтральных вод. Особенности американского высотного разведывательного самолета Lockheed SR-71, которые когда-то делали эти чрезвычайно дорогие самолеты неуязвимыми для атак истребителей ПВО, больше не защищают их от атак МиГ-31. Вероятно, это была одна из главных причин, по которой SR-71 был снят с вооружения в конце 1989 года.

В ноябре 2016 года авиационный полк ВКС России, дислоцированный в Сирии, был усилен истребителями-перехватчиками МиГ-31. Эти самолеты используются для прикрытия авиабазы ​​Хмеймим и отвечают за управление авиационными операциями, частично заменяя самолеты дальнего радиолокационного обнаружения и управления А-50.

В середине марта 2022 года во время украинского военного конфликта российские военные применили ракету «Кинжал», предположительно запущенную с борта истребителя МиГ-31К, предположительно по складу боеприпасов на западе Украины, что стало первым боевым применением этой системы. Имеются также документальные подтверждения использования МиГ-31БМ с ракетой Р-37 и, по крайней мере, один раз с ракетой Х-31П. Также в 2024 году 31-я армия провела пуски ракет «Кинжал» по нескольким аэродромам на западе Украины. По неподтвержденным данным из многочисленных европейских источников, аэропорт Луцка (Волынская область) подвергся удару ракетами «Кинжал», а четыре истребителя F-16 были уничтожены.

Перехватчик МиГ-31 Советская военная авиация ПВОдлиннопост 12

Больше интересных статей здесь: Наука и техника.

Источник статьи: МиГ-31.