Ту-144: Советский первопроходец сверхзвуковой пассажирской авиации

Прорыв в небе

Советский авиалайнер Ту-144 вошел в историю как первый в мире сверхзвуковой пассажирский самолет, совершивший полет. Его успешный взлет, произошедший раньше знаменитого франко-британского «Конкорда», ознаменовал начало новой эры в гражданских воздушных перевозках. Создание этой машины стало демонстрацией высочайшего уровня отечественной авиационной промышленности и дало мощный импульс для развития смежных технологических отраслей, по праву превратившись в символ национальной гордости.

Истоки проекта

Идея создания сверхзвукового лайнера, способного перевозить пассажиров, зародилась на волне успехов в разработке истребительной авиации. Активные разговоры о подобных проектах велись в Европе и США. Стремясь не только догнать, но и опередить западные страны, советское руководство инициировало собственные разработки. Ключевым документом стало Постановление ЦК КПСС и Совета Министров СССР от 16 июля 1963 года, которое предписывало создание ОКБ А.Н. Туполева для работы над четырехдвигательным самолетом Ту-144. Руководство проектом было поручено сыну знаменитого авиаконструктора, а разработка силовых установок — ОКБ под руководством Н.Д. Кузнецова.

Сложности разработки

Изначально рассматривался вариант переделки в пассажирский лайнер проектируемого ракетоносца Ту-135, однако расчеты показали нецелесообразность этого пути. Было принято стратегическое решение создавать совершенно новый самолет. Конструкторам пришлось столкнуться с целым комплексом беспрецедентных технических задач: обеспечение аэродинамики на сверхзвуковых скоростях, борьба с кинетическим нагревом конструкции, создание новых термостойких материалов и систем жизнеобеспечения. Особое внимание уделялось форме крыла, для испытаний которого в аэродинамических трубах было перебрано около 200 вариантов. Широкое применение титановых сплавов потребовало создания нового сварочного и производственного оборудования. В решении этих масштабных задач участвовали ведущие научно-исследовательские институты страны, включая ЦАГИ и СибНИА. С 1965 года советские инженеры также проводили консультации с французскими коллегами, создававшими «Конкорд». В подготовке рабочих чертежей было задействовано более тысячи специалистов из других авиационных КБ.

Испытания и первый полет

Для отработки решений использовались летающие лаборатории на базе истребителя МиГ-21И, фюзеляж которого был укорочен и оснащен уменьшенной копией крыла будущего Ту-144. Успешные испытания этих аппаратов легли в основу окончательной аэродинамической схемы. К середине 1965 года были утверждены ключевые конструктивные решения, а модель самолета уже демонстрировалась на авиасалоне в Ле-Бурже. Строительство двух первых прототипов (для летных и статических испытаний) велось в Жуковском при участии заводов в Воронеже и Куйбышеве. Первый полет опытного образца состоялся в последний день 1968 года под управлением экипажа летчика-испытателя Э.В. Еляна. Уже в 1969 году самолет преодолел звуковой барьер, а в 1970-м — достиг удвоенной скорости звука. За эти достижения Еляну было присвоено звание Героя Советского Союза.

Публичные демонстрации и начало эксплуатации

Публичный дебют Ту-144 состоялся в мае 1970 года на авиационном празднике в Шереметьево. Летом 1971 года опытный образец начал пробные эксплуатационные рейсы «Аэрофлота» по маршрутам в Прагу, Берлин, Варшаву и Софию. В последующие годы самолет активно демонстрировался на международных авиасалонах, вызывая огромный интерес.

Трагедия в Ле-Бурже

3 июня 1973 года во время демонстрационного полета на авиасалоне в Ле-Бурже произошла катастрофа самолета Ту-144 (борт № 77102). Весь экипаж из шести человек, включая заслуженных летчиков-испытателей и ведущих инженеров, погиб. Официальной причиной был назван резкий маневр, предпринятый для уклонения от внезапно появившегося французского истребителя «Мираж», пилот которого, по его словам, хотел сделать фотографии. Несмотря на то, что французский суд оправдал пилота «Миража», многие эксперты и историки авиации считают, что инцидент мог быть связан с жесткой конкурентной борьбой между советским Ту-144 и франко-британским «Конкордом».

Сертификация и конструктивные особенности

Параллельно с летными испытаниями велась масштабная наземная отработка всех систем. Впервые в СССР была создана комплексная методика оценки последствий возможных отказов. Сертификат летной годности самолет получил лишь в конце октября 1977 года. По конструкции Ту-144 представлял собой цельнометаллический низкоплан бесхвостой схемы. Его отличительными чертами были опускающаяся для улучшения обзора при взлете и посадке носовая часть фюзеляжа, а также уникальное крыло с переменной стреловидностью. Четыре мощных двигателя НК-144А размещались под фюзеляжем. Для балансировки при переходе на сверхзвук использовалась система перекачки топлива в хвостовой балансировочный бак. Самолет был оснащен передовой (для своего времени) автоматикой, включая систему автоматической посадки и бортовой комплекс диагностики.

Серийное производство и регулярные рейсы

Первый серийный самолет, отличавшийся от прототипов удлиненным фюзеляжем, измененной формой крыла и наличием убирающихся предкрылков, был построен весной 1971 года. Всего было собрано 16 машин. Пассажировместимость серийных лайнеров составляла до 150 мест. Регулярные грузовые рейсы по маршруту Москва — Алма-Ата начались в 1975 году, а первый пассажирский рейс на этой трассе состоялся 20 октября 1977 года.

Закат эксплуатации

Судьба лайнера оказалась сложной. Катастрофа опытного Ту-144Д в мае 1978 года, вызванная особенностями этой модификации, стала формальным поводом для прекращения пассажирских перевозок на всех Ту-144. Несмотря на отдельные грузовые рейсы и планы по возобновлению пассажирских полетов, они так и не были реализованы. Определенную роль в этом сыграла и излишняя осторожность, а порой и противодействие со стороны некоторых чиновников авиационного ведомства.

Наследие и дальнейшая служба

Даже после завершения коммерческой эксплуатации Ту-144 не отправился на свалку истории. До середины 1990-х годов эти уникальные самолеты использовались в качестве летающих лабораторий для научных исследований, включая изучение атмосферы, озонового слоя и солнечных затмений. На них также проходили подготовку советские космонавты по программе «Буран». В 1983 году на Ту-144Д было установлено 13 непобитых до сих пор мировых рекордов. Опыт, полученный при создании первого сверхзвукового пассажирского лайнера, был бесценен и использован при разработке таких знаковых машин, как дальний бомбардировщик Ту-160. Сегодня несколько сохранившихся Ту-144 можно увидеть в музеях России и за рубежом как памятник инженерной мысли и технологическому рывку эпохи.

Тактико-технические характеристики (ТТХ) Ту-144

Экипаж: 4 человека
Вместимость: 150 пассажиров
Габариты:
- Длина: 65,70 м
- Высота: 12,50 м
- Размах крыла: 28,80 м
- Площадь крыла: 507 м²
Массы:
- Максимальная взлетная: 203 000 кг
- Полезной нагрузки: 15 000 кг
- Топлива: 95 000 кг
Двигатели: 4 х НК-32-1
- Максимальная тяга: 245,0 кН
- Сверхзвуковая тяга: 137,5 кН
Расход топлива: 26 000 кг/ч
Скорость:
- Максимальная: 2500 км/ч
- Крейсерская сверхзвуковая: 2300 км/ч
- Посадочная: 270 км/ч
Длина разбега/пробега: 2930 м / 2570 м
Дальность полета: 4000 км (с полной нагрузкой)
Практический потолок: 20 000 м

Больше интересных статей здесь: Наука и техника.

Источник статьи: Ту-144.