МиГ-31: всепогодный истребитель-перехватчик, не имеющий аналогов в мире

Назначение и уникальные возможности

Истребитель-перехватчик МиГ-31 представляет собой глубокую модернизацию своего знаменитого предшественника — МиГ-25П. Эта машина была создана специально для защиты воздушных рубежей страны и обладает уникальными характеристиками. Она способна выполнять длительное патрулирование и эффективно поражать любые типы воздушных целей в любое время суток и при любой погоде, даже в условиях активного радиоэлектронного противодействия. В круг её задач входит перехват не только стратегических бомбардировщиков, таких как американские B-1B или SR-71, но и малоразмерных целей: крылатых ракет, вертолетов и беспилотников. Именно МиГ-31 долгое время оставался единственным в мире самолетом, способным надежно уничтожать крылатые ракеты, летящие на сверхмалых высотах.

История создания и испытаний

Работа над проектом началась в конце 1960-х годов. Первые эскизы были подготовлены ЦАГИ в 1968 году, а ОКБ им. Микояна приступило к детальной разработке в 1972. Новый самолет, получивший внутреннее обозначение Е-155МП или «Изделие 83», проектировался с расчетной дальностью перехвата до 1200 км. Первый прототип был собран весной 1975 года, а свой дебютный полет машина совершила 16 сентября 1975 года под управлением летчика-испытателя Александра Федотова. После успешных государственных испытаний, завершившихся в 1979 году, перехватчик был принят на вооружение под новым именем — МиГ-31, и на Горьковском авиазаводе «Сокол» развернулось его серийное производство.

Экипаж и бортовое оборудование

Одним из ключевых отличий от МиГ-25 стало наличие двухместной кабины. Сложность нового радиоэлектронного комплекса потребовала введения в экипаж второго члена — штурмана-оператора, в задачи которого входило наблюдение за воздушной обстановкой и управление перехватом групповых целей. Сердцем авионики стала мощная радиолокационная станция «Заслон» с пассивной фазированной антенной решеткой (ФАР), разработка которой изначально велась для другого перспективного перехватчика.

Принятие на вооружение и служба

Самолет с новой РЛС впервые поднялся в воздух в 1976 году, а 15 февраля 1978 года он успешно продемонстрировал возможность одновременного сопровождения десяти целей. Государственные испытания были полностью завершены осенью 1980 года, после чего первые серийные МиГ-31 начали поступать в строевые части войск ПВО. Первым их получил полк, базировавшийся в Правдинске. Официально на вооружение комплекс, состоящий из самолета МиГ-31 и ракетного вооружения, был принят в декабре 1981 года. В течение 1980-х годов эти перехватчики полностью заменили в войсках устаревшие Ту-128.

Международное признание и модернизация

Впервые на международной арене МиГ-31 был представлен в 1991 году на авиасалонах в Ле-Бурже и Дубае, где произвел сильное впечатление на экспертов. Этот самолет стал первым истребителем в мире, совершившим перелет через Северный полюс. Работы по его совершенствованию не прекращались: в 1992 году была показана усовершенствованная модификация МиГ-31М, а в 1998 году представлен МиГ-31БМ, оптимизированный для борьбы с радиолокационными средствами противника. На сегодняшний день прямых аналогов МиГ-31 по совокупности характеристик в мире не существует.

Конструкция и материалы

Внешне МиГ-31 унаследовал аэродинамическую схему МиГ-25: высокорасположенное трапециевидное крыло, двухкилевое оперение и цельноповоротный стабилизатор. Однако в конструкции широко применялись новые материалы. Фюзеляж примерно на 50% состоит из нержавеющей стали, 16% приходится на титановые сплавы и 33% — на специальные алюминиевые сплавы, способные выдерживать нагрев до 150°C. Такое сочетание позволило создать прочный и относительно легкий планер, способный выдерживать тепловые нагрузки при полете на высоких сверхзвуковых скоростях.

Шасси и аэродинамика

Особенностью самолета является его шасси, адаптированное для работы со слабооборудованных аэродромов. Передняя стойка — двухколесная, а основные стойки имеют тандемную схему расположения колес, что значительно снижает удельное давление на грунт. Это позволяло эксплуатировать МиГ-31 даже с заснеженных или грунтовых ВПП в отдаленных регионах Сибири и Крайнего Севера. Створки основных стоек используются в полете в качестве воздушных тормозов. Крыло имеет стреловидность 41°, а для улучшения управляемости на больших углах атаки в его корневой части сделаны наплывы.

Силовая установка

Самолет оснащен двумя двухконтурными турбореактивными двигателями Д-30Ф6 с форсажными камерами. Каждый двигатель развивает тягу в 9270 кгс (91 кН) в обычном режиме и 15 510 кгс (152 кН) на форсаже. Разработка этих мощных и экономичных двигателей, начатая в 1972 году под руководством П.А. Соловьева, стала одним из ключевых факторов, обеспечивших МиГ-31 выдающиеся летные данные.

Топливная система и дозаправка

Внутренний запас топлива составляет 16 300 кг и размещается в баках, расположенных в фюзеляже, крыльях и килях. Для увеличения дальности полета возможна подвеска двух дополнительных топливных баков емкостью по 2500 литров. На модификациях, начиная с МиГ-31Б, была установлена система дозаправки в воздухе с выдвижной штангой, что позволило значительно увеличить продолжительность патрулирования и радиус действия.

Радиолокационный комплекс «Заслон»

Главным преимуществом МиГ-31 является его уникальный радиолокационный комплекс. РЛС «Заслон» с пассивной фазированной антенной решеткой (ФАР) стала первой в мире серийной станцией такого типа на истребителе, осуществляющей только электронное сканирование луча без механического поворота антенны. Она способна обнаруживать крупные воздушные цели на расстоянии до 200 км, а истребители — на дистанции около 90 км. Радар может одновременно сопровождать до 10 целей, а бортовой компьютер «Аргон-К» — выделить из них 4 наиболее опасные и навести на них ракеты. Угол обзора станции составляет 140°, а в некоторых режимах — до 240°, что позволяет контролировать пространство как спереди, так и сзади самолета.

РЛС эффективно работает по малозаметным целям, вертолетам и крылатым ракетам, в том числе на фоне земной поверхности. Эта способность, в сочетании с возможностью одновременной атаки нескольких целей в широком секторе, долгое время не имела аналогов у потенциальных противников.

Инфракрасная система и групповое взаимодействие

Помимо радара, самолет оснащен теплопеленгатором 8ТП с дальностью обнаружения до 50 км, который позволяет вести скрытный поиск и атаку в условиях радиоэлектронных помех. Одной из революционных особенностей МиГ-31 стала возможность сетевого взаимодействия. Четыре самолета, объединенные цифровой системой обмена данными АПД-518, могут автоматически координировать свои действия, создавая единое информационное поле и контролируя фронт шириной до 1000 км. Они также могут выступать в роли воздушных командных пунктов, наводя на цели другие истребители, такие как Су-27 или МиГ-29, что многократно повышает эффективность всей группировки ПВО.

Кабина и навигационное оборудование

Кабина экипажа оснащена современным (для своего времени) пилотажно-навигационным комплексом. Пилот использует индикатор на лобовом стекле (ИЛС), который проецирует всю необходимую информацию. Штурман-оператор работает с большим тактическим индикатором, отображающим воздушную обстановку. Навигационное оборудование включает системы «Тропик» и «Маршрут», обеспечивающие точное определение местоположения на больших расстояниях, что критически важно для действий в Арктике и над океаном.

Вооружение

Основу вооружения перехватчика составляют четыре ракеты большой дальности Р-33, размещенные полуутопленно под фюзеляжем. Для ближнего маневренного боя на подкрыльевых узлах могут подвешиваться ракеты Р-60, Р-73 или более современные Р-37. Встроенное пушечное вооружение представлено шестиствольной пушкой ГШ-23-6 калибра 23 мм. В дальнейшем номенклатура вооружения была значительно расширена: на специализированных модификациях МиГ-31К появилась возможность применения гиперзвуковых авиационных ракет «Кинжал».

Боевое применение

С поступлением МиГ-31 на вооружение эффективность противовоздушной обороны СССР на северных и дальневосточных направлениях резко возросла. Например, полк на Камчатке после перевооружения в 1987-1988 годах совершил сотни вылетов на перехват американских разведчиков SR-71, RC-135 и патрульных самолетов P-3 Orion. Высокие характеристики нового перехватчика лишили стратегический разведчик SR-71 его главного преимущества — неуязвимости. Уже 8 марта 1987 года пара МиГ-31 навязала «черному дрозду» столь плотное сопровождение, что тот был вынужден прервать задание. По мнению многих экспертов, появление МиГ-31 стало одной из ключевых причин, ускоривших вывод SR-71 из эксплуатации в 1989 году.

В новейшей истории МиГ-31 применялся в Сирии, где обеспечивал прикрытие российской авиабазы Хмеймим и частично выполнял функции самолета ДРЛО. Однако наиболее значимым стало его применение в ходе специальной военной операции на Украине.

В марте 2022 года впервые в боевых условиях была применена гиперзвуковая ракета «Кинжал», запущенная с борта модифицированного перехватчика МиГ-31К. Это событие ознаменовало новый этап в использовании самолета, превратившегося из чистого перехватчика в носитель стратегического высокоточного оружия. В дальнейшем пуски «Кинжалов» по целям в глубоком тылу противника стали регулярными. Также широко применялись и другие виды вооружения, включая ракеты Р-37 и Х-31П. По сообщениям, удары с МиГ-31К наносились, в том числе, по аэродромам, где базировалась авиация противника.

Перехватчик МиГ-31 Советская военная авиация ПВОдлиннопост 12

Больше интересных статей здесь: Наука и техника.

Источник статьи: МиГ-31.