
17 июня 1955 года реактивный авиалайнер Ту-104 совершил свой первый полет в Советском Союзе. Этот самолет во многом определил дальнейшее развитие пассажирской авиации на Земле, а само его рождение стало важной вехой в истории мировой авиации. Примерно через год, 15 сентября 1956 года (ровно 60 лет назад), пассажирский самолет Ту-104 Аэрофлота совершил первый регулярный рейс по маршруту Москва — Омск — Иркутск. С этого момента началась история отечественных реактивных пассажирских перевозок.

Первый реактивный авиалайнер Ту-104 поступил в эксплуатацию в мае 1956 года и совершил первый регулярный рейс по маршруту Москва — Омск — Иркутск 15 сентября. Самолетом управлял летчик Е.П. Барабаш. Полет длился 7 часов 10 минут с посадкой в Омске и прибытием в Иркутск. Расстояние полета составило 4570 километров. 12 октября 1956 года летчик Б. П. Бугаев впервые поднял Ту-104 в воздух по маршруту Москва — Прага. Вскоре Ту-104 начали эксплуатировать на маршрутах Москва — Амстердам, Берлин, Брюссель, Париж и Рим.

В ту эпоху трудно было себе представить, что страна, только что восстановившаяся из руин Великой Отечественной войны, сможет совершить такой огромный технологический скачок и превзойти западные страны. В 1956 году британский авиалайнер de Havilland DH-106 Comet был снят с эксплуатации из-за серии аварий. До начала коммерческой эксплуатации американского Boeing 707 в октябре 1958 года советский Ту-104 был единственным действующим реактивным авиалайнером в мире. В сентябре 1957 года Ту-104 вылетел из аэропорта Внуково в Нью-Йорк, и западные СМИ писали: «Это подтверждает приоритет Советского Союза в развитии реактивной авиации».


В 1953 году, основываясь на успешном опыте проектирования, испытаний и серийного производства реактивного бомбардировщика Ту-16, руководство ОКБ во главе с директором А.Н. Туполевым предложило руководству СССР разработать на базе серийного образца Ту-16 пассажирский самолет, оснащенный турбореактивным двигателем. Вскоре Туполев лично подготовил свое предложение и внес его в Центральный Комитет КПСС. Доклад привлек внимание руководства страны к преимуществам метода модификации конструкции первого советского пассажирского самолета. Эксплуатационные характеристики нового продукта включали: высокую крейсерскую скорость (должна быть в три раза выше, чем у Ли-2 и Ил-12 — основных авиалайнеров Аэрофлота того времени); возможность полетов на больших высотах без воздействия турбулентности и вибраций; высокую пассажировместимость и грузоподъемность, а также достаточный комфорт. Советский Союз первым предложил разработать массовый пассажирский самолет для гражданского авиационного флота, который мог бы превратить высокоскоростной воздушный транспорт в средство массового транспорта.


В то же время сотрудники ОКБ Туполева заявили, что использование усовершенствованных методов создания пассажирских самолетов на базе освоенного и запущенного в производство советской промышленностью дальнего реактивного бомбардировщика Ту-16 позволит добиться значительного экономического эффекта. Цель — в полной мере использовать опыт, накопленный при строительстве, отладке и эксплуатации прототипа бомбардировщика, для обеспечения безопасности и высокой надежности эксплуатации гражданских самолетов. Также существенно снижены затраты на постановку накладок на серийное производство, что снижает их себестоимость и улучшает экономические показатели машины. Проблема подготовки наземного и летного состава для новых пассажирских самолетов также была облегчена, во многом за счет привлечения специалистов, прошедших подготовку в ВВС на военных самолетах с аналогичными конструкцией, эксплуатацией и летными характеристиками.


Еще до принятия официального решения о строительстве самолета ОКБ Туполева уже приступило к работе над его проектированием. Постановление Совета Министров СССР № 1172-516 о создании дальнего скоростного пассажирского самолета Туполев Ту-16П (в ОКБ Туполева ему было присвоено наименование «Самолет 104», а позднее официально принято на вооружение как Ту-104. С тех пор официальное наименование пассажирских самолетов Туполева всегда содержало последнюю цифру 4).


Новый авиалайнер представляет собой двухмоторный турбореактивный низкоплан с двигателями, расположенными в основаниях стреловидных крыльев, и одним крылом в хвостовой части. При проектировании Ту-104 конструкторы ОКБ Туполева решили сохранить некоторые элементы конструкции реактивного бомбардировщика Ту-16. В частности, крылья, хвост, шасси, компоновка кабины, а также пилотажно-навигационные приборы были заимствованы у истребителей. В то же время фюзеляж и воздухозаборники двигателей были перепроектированы для увеличения грузоподъемности авиалайнера.
Обратите внимание: Загадочное исчезновение лайнера.
Конструкторы бюро спроектировали новую систему кондиционирования воздуха, бестеневое внутреннее освещение, отопительные и варочные приборы, а также радиосистему для салона.


При разработке пассажирского самолета Ту-104 особое внимание конструкторы уделили обеспечению высокой надежности конструкции и увеличению ресурса фюзеляжа самолета, особенно герметичной кабины. При реализации советской программы разработки реактивного авиалайнера были изучены проблемы, с которыми столкнулись англичане при создании авиалайнера «Комета», и впервые в стране были проведены цикловые испытания его фюзеляжа на специально построенном гидравлическом полигоне в Центральной академии воздухоплавания и астронавтики. В ходе испытаний конструкторы ОКБ Туполева смогли выявить слабые места в конструкции самолета, внести необходимые изменения и обеспечить требуемую прочность планера.



Одновременно была изучена целесообразная компоновка салона, подсобных помещений и кухни самолета Ту-104. Проектные работы включают в себя создание комфортных пассажирских сидений, бестеневого освещения в салоне самолета, цветовое решение интерьера самолета, выбор материалов обшивки и отделки перегородок и сидений. Первоначальная цель дизайна интерьера пассажирских самолетов — достижение чувства безопасности и комфорта путем создания «домашней обстановки» внутри самолета (реализация концепции «дома в салоне»). В результате интерьер получился несколько наполненным элементами традиционного стиля ампир с его дроблением общих объемов и отдельных деталей, использованием салонных архитектурных конструкций и форм, обширной отделкой ореховым деревом и золотом. Однако все эти дополнения и особенности интерьера были присущи первому экспериментальному самолету. Позднее, на серийных Ту-104, внутренняя отделка салона стала более «демократичной», приближенной к общепринятым в то время в мире стандартам.


Проектные работы по первому реактивному авиалайнеру СССР продвигались рекордными темпами: уже в декабре 1954 года государственная комиссия утвердила макет будущего авиалайнера, а в марте 1955 года на Харьковском авиационном заводе был полностью готов первый опытный образец Ту-104. Опытный авиалайнер немедленно перевели на летно-испытательную и доводочную базу в Жуковском, где началась подготовка к проведению серии летных испытаний.

17 июня 1955 года экипаж летчика-испытателя Ю. Т. Алашеева совершил первый полет нового самолета. После испытаний, которые продолжались до 12 октября того же года, самолет Ту-104 был признан полностью пригодным для серийного производства и последующей регулярной эксплуатации. 22 марта 1956 года экспериментальный самолет Ту-104 с советскими дипломатами вылетел в Лондон, где находился тогдашний Первый секретарь ЦК КПСС Хрущев. Новейший реактивный авиалайнер Советского Союза получил высокую оценку зарубежных экспертов, которые отметили, что Советский Союз блестяще справился с задачей создания реактивного авиалайнера. Весь мир ясно понимал, что советская авиационная промышленность нацелена не только на постоянное обновление своего истребительного парка, но и на создание первоклассных пассажирских самолетов.

Пассажирский самолет Ту-104 был снят с производства через пять лет после начала его серийного производства. В начале-середине 1960-х годов в Советском Союзе началась работа над авиалайнером второго поколения, оснащенным более современными и экономичными турбовентиляторными двигателями. К тому времени прототипы советских гражданских реактивных самолетов уже морально устарели. Несмотря на это, самолет продолжал эксплуатироваться и выполнять регулярные пассажирские рейсы до 1979 года. За время производства самолет Ту-104 претерпел ряд модернизаций. Со временем двигатели самолетов заменялись на более надежные и мощные, авиалайнеры модифицировались для увеличения количества пассажирских мест, а радиостанции и бортовое оборудование постоянно обновлялись. Всего на трех серийных авиазаводах (№ 135 в Харькове, № 22 в Казани и № 166 в Омске) было собрано более 200 самолетов Ту-104, Ту-104А и Ту-104Б, различавшихся числом перевозимых пассажиров (50, 70 и 100 человек соответственно), а также некоторыми элементами конструкции и оборудования.

В период с 1957 по 1960 год Ту-104 установил 26 мировых рекордов по грузоподъемности и скорости — больше, чем любой другой авиалайнер в своем классе. Этот легендарный самолет использовался до конца 1970-х годов, пока не был окончательно снят с регулярных рейсов российских авиакомпаний. Последний полет Ту-104 состоялся 11 ноября 1986 года, когда один из оставшихся пригодных к эксплуатации самолетов вылетел с Кольского полуострова и успешно приземлился в Ульяновске, где он экспонируется на видном месте в местном Музее гражданской авиации.

Ту-104, наряду с другим советским реактивным авиалайнером первого поколения — Ил-18, долгое время являлся основным пассажирским самолетом российских авиакомпаний. Например, в 1960 году самолеты Ту-104 перевезли треть всех советских пассажирских авиаперевозок. Всего за 23 года эксплуатации самолеты Ту-104 перевезли около 100 миллионов пассажиров, налетали 2 миллиона часов и выполнили около 600 тысяч рейсов.
На базе самолета Ту-104 разработан новый пассажирский самолет Ту-124 для местных воздушных линий, являющийся переходным пассажирским самолетом. В частности, он оснащен двухконтурным турбореактивным двигателем. Однако автомобиль не снискал заслуженной популярности и был снят с производства. В то же время опыт, накопленный при производстве реактивных авиалайнеров Ту-104 и Ту-124, был впоследствии использован специалистами ОКБ Туполева при создании Ту-134 — весьма удачного авиалайнера, находящегося в эксплуатации с 1963 года.


Эксплуатационные характеристики:
Модификация: Ту-104Б
Размах крыльев, метров: 34,54
Длина самолета, м: 40,05
Высота полета самолета, метры: 11,90
Площадь крыла, м²: 183,0
Вес, кг
- Пустые самолеты: 41 600
-Максимальная взлетная масса: 76000
тип двигателя: 2 х ТРД АМ-3М-500 (РД-3М-500)
тяга, кгс: 2 х 9700
Максимальная скорость, км/ч: 950
Крейсерская скорость, км/ч: 800
Практический пробег, км: 3100
Дальность, км: 2650
Практический потолок, м: 10000
Экипаж, количество человек: 5
Полезная нагрузка: до 100 пассажиров или 15 000 кг груза.
Больше интересных статей здесь: Наука и техника.
Источник статьи: Советский пассажирский лайнер Ту-104.