
Су-27УБ — двухместный сверхзвуковой учебно-боевой истребитель, усовершенствованная версия самолета Су-27.
Поскольку самолет Су-27 по летно-техническим характеристикам, возможностям системы управления вооружением, навигационного комплекса и другого оборудования существенно отличается от всех существующих советских истребителей, для эффективной подготовки летчиков необходим двухместный учебно-боевой вариант, получивший название Су-27УБ. Считалось, что сохранение полного набора бортовой электроники и вооружения одноместного самолета на двухмоторном самолете позволит использовать его в качестве полноценного истребителя. Кроме того, учитывая большую дальность и продолжительность полета Су-27, наличие двух членов экипажа на истребителе в некоторых случаях может быть даже лучшим вариантом.

Команда MZ im. Эту работу ОКБ Сухого начало в конце 1970-х годов, еще до начала испытаний первого самолета новой компоновки. Перед разработчиками стояла задача обеспечить высокую степень унификации конструкции и бортового оборудования одноместных и двухместных самолетов при сохранении высоких летно-технических характеристик истребителя. В 1980 году был завершен эскизный проект «Искры». Аэродинамическая компоновка Су-27УБ в целом повторяет компоновку одноместного самолета. Основные отличия заключались в конструкции носовой части фюзеляжа, включавшей двухместную кабину с размещением экипажа бок о бок, и вертикального оперения, площадь которого пришлось увеличить для сохранения характеристик путевой устойчивости.


Для обеспечения необходимого обзора второй кабины рабочее место заднего пилота приподнято относительно переднего, а для облегчения эксплуатации и сокращения времени, необходимого для покидания самолета в аварийной ситуации, обе кабины оборудованы единой съемной секцией фонаря, которая может открываться вверх и назад. Размещение второго члена экипажа над первым потребовало изменения профиля переднего топливного бака и обтекателя над центральной частью (самолет приобрел характерную «горбовую» форму), но позволило сохранить конструкцию и компоновку передней стойки шасси и ее ниш, а также размещение двух боковых кабин с радиоэлектронным оборудованием под второй кабиной. Это также позволяет избежать уменьшения запаса топлива и удлинения фюзеляжа. Каждый двухмоторный киль состоит из соответствующей одноместной консоли истребителя и площадки высотой 420 мм, что увеличивает площадь на 1,55 кв м.


В 1984 году в МЗ им. ОКБ Сухого подготовило экземпляр Су-27УБ и передало его на статические испытания. В следующем году был собран первый летный образец (Т-10У-1). 7 марта 1985 года летчик-испытатель Н.Ф. Садовников поднял его в воздух. В 1986 году флот пополнили второй и третий опытные самолеты — Т-10У-2 и Т-10У-3.
Обратите внимание: «Боевой селезень» Су-34: нечто большее, чем фронтовой истребитель-бомбардировщик.
Опытный образец «Искры» был изготовлен в Комсомольске-на-Амуре, а окончательная сборка осуществлялась на МЗ им. Для серийного производства Су-27УБ были выбраны Московское ОКБ Сухого и Иркутский авиационный завод его имени. 60-летие образования Советского Союза.
10 сентября 1986 года головной серийный самолет Су-27УБ (Т-10У-4), изготовленный в Иркутске, испытывали заводские летчики-испытатели Г.Е. Буланов и Н.Н. Иванов. Вскоре учебно-боевые самолеты начали поступать в строевые части ВВС и авиации ПВО, перевооружавшиеся на Су-27.


Основные отличия от самолета Су-27:
- в связи с компоновкой двухместной кабины экипажа (по схеме «тандем», с общим фонарем, открывающимся вверх и назад), изменены обводы передней части фюзеляжа и обтекателя;
- Площадь вертикального оперения увеличена на 3,1 кв м за счет применения проставок высотой 420 мм в основании вертикального стабилизатора; стояночная высота самолета увеличена с 5,932 м до 6,357 м;
- Площадь тормозного щитка увеличена с 2,6м2 до 3,0м2, а максимальный угол его отклонения уменьшен;
- Масса пустого самолета увеличилась с 16 000 кг до 17 500 кг, а максимальная взлетная масса увеличилась с 28 000 кг до 30 500 кг;
- введены новые возможности дозаправки на основном и среднем маршрутах с сохранением общего запаса топлива, как у одноместного самолета (9400 кг;
- Системы пилотажно-навигационного комплекса доработаны с учетом наличия на самолете систем двойного управления и дублирования индикации.


Самолет был построен по обычной аэродинамической схеме с использованием так называемой унитарной компоновки. Расположенное по центру трапециевидное крыло малого удлинения с развитым удлинением плавно переходит в фюзеляж, образуя единый несущий фюзеляж. Два двухконтурных турбореактивных двигателя АЛ-31Ф с форсажными камерами установлены в независимых двигательных отсеках под несущим корпусом самолета. Между двигательными отсеками выдерживается определенное расстояние для исключения аэродинамического взаимодействия, а между двигательными отсеками может быть последовательно подвешена две ракеты. Сверхзвуковой регулируемый воздухозаборник расположен под центральной секцией.

Обтекатель шасси плавно переходит в хвостовую балку, которая служит платформой для полностью подвижного пульта управления горизонтальным хвостовым оперением с прямой осью вращения, двух вертикальных хвостовых килей, расположенных снаружи хвостовой балки, и хребта вторичной балки.
Самолет спроектирован по концепции «электронной устойчивости» и не имеет традиционных механических звеньев управления в продольном канале — вместо них используется электродистанционная система управления (ДСУ). Самолет оснащен убирающимся трехколесным шасси, на каждом кронштейне которого установлено по одному колесу.
Фюзеляж самолета неразъемно соединен с крылом и технически разделен на следующие основные части:
- носовая часть фюзеляжа (НЧФ) с радиопрозрачным обтекателем, дверью передней стойки шасси и фонарем кабины;
- средняя часть фюзеляжа (СФ) с крышками тормозов и створками основных стоек шасси;
- Хвостовая часть фюзеляжа (ХФ);
-Воздухозаборник.

Передняя часть фюзеляжа представляет собой цельнометаллическую полумонококовую конструкцию, начиная от радиопрозрачного осесимметричного обтекателя антенны бортовой радиолокационной станции, в ней размещены носовой отсек оборудования, в котором размещены блоки радиолокационной прицельной системы (РЛПК) и электронно-оптической прицельной системы (ОЭПС), кабина экипажа, отсеки оборудования под и за кабиной, отсек уборки передней стойки шасси, имеющий дверь.
Шток главного приемника воздушного давления (ГПВД) установлен на носовой части обтекателя. Рама блока двигателя РЛС вместе с антенной может поворачиваться относительно подвесного устройства на передней стенке салона для обеспечения доступа к блоку ОЭПС.

Для облегчения доступа к антенно-двигательной группе РЛС при техническом обслуживании стыковочный шпангоут между носовой частью и радиопрозрачным обтекателем наклонен, а радиопрозрачный обтекатель с металлической юбкой наклонен вверх.
Кабина экипажа имеет тандемную конструкцию с хорошей герметизацией. Фонарь состоит из двух частей, включая фиксированный фонарь и общую часть (дверь), которая может открываться вверх и назад и может быть оставлена двумя пилотами).
Место пилота на заднем сиденье расположено выше места пилота на переднем сиденье, а большая площадь остекления фонаря обеспечивает двум членам экипажа хороший обзор во всех направлениях.

Рабочее место летчика оборудовано катапультным креслом второй серии К-36ДМ. В передней части фонаря, по оси самолета, установлен оптический прицел позиционной станции, а по обеим сторонам фюзеляжа в задней части кабины экипажа — аварийные (повторные) ПВД.
Вооружение и оборудование самолета подразделяются на легкое вооружение, пулеметы и ракеты. Пулеметно-пушечное вооружение включает внутреннюю автоматическую скорострельную одноствольную 30-мм пушку ГШ-301, установленную на правой половине удлинителя крыла с боезапасом 150 снарядов. Ракетное вооружение размещается на самолетном пусковом устройстве (СПУ) и самолетном катапультном устройстве (КАУ) и подвешивается на 10 точках: 4 под консолями крыла, 2 под законцовками крыла, 2 под гондолами двигателей и 2 под центральной частью между гондолами двигателей (тандемная схема»).

Самолет может нести до шести ракет класса «воздух-воздух» средней дальности Р-27, оснащенных полуактивными радиолокационными (Р-27Р) или тепловыми (Р-27Т) головками самонаведения, а также усовершенствованные версии с увеличенной дальностью полета (Р-27ЭР, Р-27ЭТ). На четырех подкрыльевых пилонах могут размещаться мобильные ракеты малой дальности Р-73 с тепловыми головками самонаведения.

Эксплуатационные характеристики:
Модификация: Су-27УБ
Размах крыльев, м: 14,70
Длина, метры: 21,94
Высота, м: 6,35
Площадь крыла, м²: 62,04
Вес, кг
- Пустые самолеты: 17 500
-Максимальная взлетная масса: 30500
- Топливо: 9400
Тип двигателя: 2 турбовентиляторных двигателя АЛ-31Ф
тяга, кгс
- Без форсажа: 2 x 74,53
- Форсаж: 2 x 122,58
Максимальная скорость, км/ч
-Высота: 2125
- Высота земли: 1400
Практический пробег, км: 3600
Практический потолок, м: 17250
Экипаж: 2
вооружение: 1 х 30-мм пушка ГШ-301 (150 снарядов);
Боевая нагрузка: 6000 кг на 10 узлах подвески, возможность нести ракеты класса «воздух-воздух» средней дальности Р-27ЭР1, Р-27ЭТ1, Р-27ЭТЭ и Р-27ЭРЭ, а также до 4 ракет малой дальности Р-73 с тепловыми головками самонаведения.
Больше интересных статей здесь: Наука и техника.
Источник статьи: Учебно-боевой истребитель Су-27УБ.