"Эй, там, там грузовик там!" Пьяный водитель и столкновение с самолетом во Внуково

Поздно вечером 20 октября 2014 года во Внуково частный самолет Dassault Falcon 50 EX авиакомпании Unijet готовился к вылету в Париж. На борту находились три члена экипажа и один пожилой пассажир.

Та же деревянная доска

Пассажиром был Кристоф де Маржери, генеральный директор Total, крупнейшей в мире нефтегазовой компании. Он возвращался со встречи в Горьком с премьер-министром России Дмитрием Медведевым по вопросам иностранных инвестиций. В целом Кристоф де Маржери всегда поддерживал сохранение отношений с Россией и выступал против введения санкций против России в 2014 году.

Кристоф де Маржери

Перед вылетом экипаж получил от диспетчера метеосводку: видимость 1000 метров, вертикальная видимость 70 метров, туман. В течение дня в аэропорту Внуково и других аэропортах Москвы наблюдался туман. Концентрация тумана периодически меняется, что в свою очередь изменяет горизонтальную видимость у земли. В ту ночь из-за него во Внуково не смогли приземлиться 18 рейсов. Помимо тумана, наблюдались низкая облачность и моросящий дождь, что еще больше усиливало рассеивание света в тумане и снижало видимость объектов и огней. Однако погодные условия, хотя и были довольно сложными, не помешали взлету.

На вечер была запланирована уборка снега. Для этого в аэропорт были направлены три снегоочистителя и машина дежурного руководителя. При этом диспетчеры не смогли прийти к единому мнению по объему и месту проведения работ по уборке снега. Во время уборки один из снегоочистителей сломался и был отправлен обратно. Оставшиеся два корабля (№ 1 и № 3) продолжают работу.

Снегоочиститель

Аэропорт Внуково имеет две пересекающиеся взлетно-посадочные полосы. Работая на взлетно-посадочной полосе 2, оператор снегоочистителя обнаружил фрагменты сигнального фонаря на правой стороне дороги. Чтобы его устранить, дежурный руководитель вызвал инженера-электрика. Они прибыли на служебном автомобиле, убедились, что все огни включены, собрали мусор и направились к месту раскопок возле взлетно-посадочной полосы 2, чтобы проложить кабели и контролировать ход работ.

Две взлетно-посадочные полосы и движение на них во Внуково

Их машина оказалась между машиной начальника смены и снегоочистителем № 3. Водитель снегоочистителя, возможно, подумал, что машина дежурного руководителя уже тронулась, и поехал за ней. Снегоочиститель № 1 развернулся и направился в противоположном направлении к концу взлетно-посадочной полосы 2, а за ним следовала машина дежурного руководителя.

Движение транспортного средства по полосе

В это же время бизнес-джет начал движение к взлетно-посадочной полосе 1, которая пересекается с взлетно-посадочной полосой 2. Управление взлетом и перемещением спецтехники по взлетно-посадочной полосе осуществляет диспетчер-стажер под руководством диспетчера-инструктора.

В это же время снегоочиститель № 3 без разрешения диспетчера пересек рабочую полосу № 1. Позже было подтверждено, что водитель находился в состоянии легкого алкогольного опьянения. В ходе расследования было установлено, что он употреблял алкоголь в рабочее время после прохождения предсменного медицинского осмотра. Добравшись до служебного автомобиля электрика, снегоочиститель №3 остановился, по-видимому, осознав, что едет в неправильном направлении, и повернул обратно.

В тот момент взлетно-посадочная полоса 1 была свободна, и пилоту бизнес-джета было разрешено взлетать. Самолет начал разбег. Через 14 секунд капитан увидел объект, в котором узнал автомобиль:

«Что это за машина переходит дорогу?»

В этот момент снегоочиститель выехал на взлетно-посадочную полосу 1, которая пересекает взлетно-посадочную полосу 2, и остановился. В какой-то момент начальник смены обнаружил пропажу снегоочистителя №3.

Обратите внимание: "Белая мгла" и дважды выживший в катастрофах.

Он развернул машину и выехал на туманную дорогу, чтобы найти его. Позже было обнаружено, что у начальника смены в крови было небольшое количество алкоголя.

Движение транспортного средства по полосе

Достигнув скорости 148 км/ч, капитан передал управление второму пилоту. Когда машина достигла скорости 227 км/ч и оказалась в 210 метрах от снегоочистителя, капитан крикнул:

«Эй, там грузовик!»

Приближаясь к пересечению с взлетно-посадочной полосой 1, дежурный руководитель услышал звук взлета самолета. Он остановил машину и включил заднюю передачу. И тут он увидел вспышку света в тумане...

Самолет выкатился за пределы взлетно-посадочной полосы примерно в 145 метрах от снегоочистителя. Но времени на восхождение у него не было. Бизнес-джет летел на полной скорости, когда его правое крыло и правое колесо шасси зацепились за снегоочиститель. Затем самолет накренился вправо, врезался в землю вверх дном, развалился и загорелся. Весь экипаж и единственный пассажир Кристоф де Маржери погибли. Водитель снегоочистителя не пострадал.

Моделирование полета показало, что если бы экипаж принял решение прервать взлет и использовал все доступные меры торможения, существовала бы большая вероятность того, что крушения можно было бы избежать. Самолету пришлось либо остановиться, не дожидаясь снегоочистителя, либо отвернуть на меньшей скорости. Даже если столкновение произойдет, оно редко приведет к серьезным последствиям.

Согласно отчету расследования, причиной аварии стало несколько факторов. В результате водитель снегоочистителя сбился с пути и выехал на взлетно-посадочную полосу, а служба управления воздушным движением не успела сообщить экипажу о препятствии на полосе. Работа снегоочистителя не контролировалась должным образом, а водителю не была предоставлена ​​возможность прослушать радиопереговоры диспетчера.

Основной причиной катастрофы стали недостатки в организации работы аэропорта. Руководитель группы обслуживания аэропорта не смог контролировать поведение пилота спецтехники. Пьянство осложняло его работу. Кроме того, не соблюдались процедуры контроля и оповещения о наличии на взлетно-посадочной полосе специального оборудования. В результате система контроля и управления не предупредила диспетчера об опасности, а меры по предотвращению инцидента оказались недостаточными.

Несмотря на то, что экипаж самолета заметил автомобиль, пересекающий дорогу, он не прекратил взлет. Это может быть связано с усталостью и желанием как можно быстрее покинуть аэропорт. Конструктивная особенность самолета — управление штурвалом возможно только с места капитана. В сложившейся ситуации это требует передачи управления от второго пилота командиру при взлете, что существенно ограничивает возможности и время маневров.

После катастрофы власти приняли решение проводить обязательные послесменные медицинские осмотры персонала наземного обслуживания для выявления фактов употребления алкоголя на рабочем месте.

Следственный комитет России предъявил обвинения водителю снегоочистителя, инженеру службы аэропорта (дежурному руководителю), командиру воздушного судна и диспетчеру (курсанту и инструктору). Все они не признали себя виновными и были арестованы. В результате обвинения против одного диспетчера были сняты, а остальные диспетчеры были освобождены по истечении сроков содержания под стражей. В 2017 году суд признал водителя и инженера виновными, но освободил их по амнистии. Материалы остальных обвиняемых направлены на дополнительное рассмотрение в связи с процессуальными нарушениями. В августе 2018 года аэропорт Внуково согласился выплатить нераскрытую сумму компенсации мужу погибшей бортпроводницы в судебном порядке.

Еще одно столкновение техники на взлетно-посадочной полосе

Расследование авиакатастрофы в Telegram:

https://t.me/rumayday

[Мой] Гражданская авиация Аэропорт Авиация Внуково Самолет Пилот Полет Крушение Воздушное происшествие Длинная колонна 33

Больше интересных статей здесь: Наука и техника.

Источник статьи: "Эй, там, там грузовик там!" Пьяный водитель и столкновение с самолетом во Внуково.