Танк ИС-5: эволюция брони и компоновки в послевоенном советском танкостроении

Распространено мнение, что ограничение массы нового тяжёлого танка в 50 тонн было продиктовано возможностями железнодорожных платформ и мостов. Однако на деле ключевой причиной стало стремление повысить удельную мощность машины. Основным двигателем для советских тяжёлых танков того времени был дизель В-2 и его модификации. Его наиболее мощная серийная версия В-12 (750 л.с.) оказалась недостаточно эффективной для 60-тонного ИС-4, обеспечивая лишь 12.5 л.с./т. Форсированные варианты этого двигателя не отличались надёжностью и не выдавали заявленной мощности в реальных условиях эксплуатации.

На фото: Дизельный двигатель В-12. Хорошо заметен приводной центробежный нагнетатель на торце картера.

Для ИС-4 была разработана новая, прогрессивная 6-скоростная планетарная коробка передач в блоке с механизмом поворота типа «ЗК». Она должна была обеспечить превосходную динамику, но на практике оказалась громоздкой, сложной в производстве и требовала от водителя особых навыков. Историк Максим Коломиец в своей книге приводит характерный пример: опытный механик-водитель, привыкший к ИС-2 и ИС-3, с трудом справлялся с управлением ИС-4, допуская ошибки и даже заглушая двигатель.

Первоначальный проект танка ИС-5 предполагал использование доработанной трансмиссии от ИС-4 и того же двигателя В-12, чья реальная мощность не превышала 650 л.с. Единственным способом достичь высоких динамических характеристик, сопоставимых со средними танками, стало радикальное снижение массы корпуса новой машины.

Конструкция корпуса: учёт ошибок прошлого

При создании корпуса «Объекта 730» (ИС-5) конструкторы учли недостатки предыдущих моделей. На ИС-3 тонкое днище (16 мм) не обладало достаточной жёсткостью. В ИС-5 эту проблему решили, усиливая редан с помощью вварных шахт для пучковых торсионов большого диаметра. Борт корпуса состоял из двух элементов: верхней 120-мм плиты, установленной под углом 47°, и нижнего гнутого листа толщиной 80 мм.

На схеме: Поперечный разрез танка ИС-5. Видна разница в толщине днища и бортов, а также шахты пучковых торсионов. Над ними расположен вращающийся пол боевого отделения.

Такая схема, впервые опробованная на ИС-7, показала на испытаниях более высокую противоснарядную стойкость. Она исключала ослабленный сварной шов в зоне перехода наклонной брони в вертикальную и увеличивала вероятность рикошета снаряда вдоль борта. Кроме того, выступающие края верхних бортовых листов надёжно защищали башенный погон. Статистика боевых повреждений показала, что кормовая броня ИС-4 была избыточной, поэтому на ИС-5 её толщину уменьшили до рациональных значений, что также снизило общую массу и трудоёмкость изготовления.

На схеме: Продольный разрез кормовой части корпуса ИС-5 (апрель 1949 г.). Первоначально выпускные патрубки двигателя выводились через верхние кормовые листы.

Происхождение «щучьего носа»: британские корни советской инновации

Часто утверждается, что знаменитый «щучий нос» ИС-3 произвёл фурор на Западе и был скопирован иностранными конструкторами. Однако на самом деле подобная конструкция лобовой части (двускатная крыша) впервые была предложена британской фирмой «Vickers» для тяжёлого танка A38 Valiant. Целью было уменьшение площади самой толстой лобовой брони при сохранении внутреннего объёма. Хотя сам A38 в серию не пошёл, его идея была заимствована советскими инженерами в 1944 году при модернизации ИС-2.

Проблема традиционной компоновки с передним расположением башни заключалась в уязвимости люка механика-водителя на верхнем лобовом листе. Отказаться от него было нельзя, так как всё пространство под башней было занято. На ИС-2 водитель был лишён полноценного люка и имел крайне ограниченный обзор. Решение, найденное на ИС-6 с лобовой частью по типу Т-34, вновь упиралось в ту же проблему: люк оставался слабым местом.

«Щучий нос» позволил радикально решить эту задачу. Скуловые листы образовывали треугольную крышу, на которой можно было разместить полноценный люк механика-водителя, выведя его из зоны прямого обстрела. Это также позволило срезать стык носовой части с подбашенной коробкой, снизив риск рикошета снарядов в башню. Такая конструкция требовала высочайшего качества сварки центрального шва, соединяющего скуловые листы.

На фото: ИС-5 по состоянию на апрель 1949 года. Люк водителя расположен на крыше, лобовая часть выполнена по образцу ИС-3 и ИС-7.

Бронезащита и обзорность: результаты испытаний

ИС-4, созданный по технологиям 1943 года, имел мощную, но «прямолинейную» бронезащиту, достигнутую за счёт простого увеличения толщины плит. Техническое задание на ИС-5 требовало создать корпус по образцу ИС-3, но с использованием всего накопленного опыта, чтобы при ограничении в 50 тонн достичь уровня защиты, близкого к ИС-4.

Испытания обстрелом в мае 1950 года подтвердили высокую эффективность решений. Верхние лобовые 120-мм листы под углом 55° не пробивались 88-мм и 122-мм снарядами с любых дистанций в широком диапазоне курсовых углов. Борта также показали хорошую стойкость, хотя сварной шов в месте стыка верхнего и нижнего листов оставался уязвимым местом для 88-мм пушек. Днище толщиной 16 мм выдерживало подрыв 122-мм осколочно-фугасного снаряда рядом с ходовой частью.

По примеру ИС-7, для водителя ИС-5 предусмотрели три смотровых прибора (центральный ТПВ-47 и два боковых ТПБ-47), обеспечивавших обзор в 140°. Это было значительным улучшением по сравнению с ИС-3 и ИС-4, где обзорность водителя оценивалась как неудовлетворительная. Приборы были удобны в использовании и легко заменялись в случае повреждения.

На фото: Историк Николас Моран в отделении управления САУ «Объект 268», аналогичном Т-10. Эргономика и обзорность получили высокую оценку.

В следующей части будет рассмотрена конструкция башни, вооружения, силовой установки, трансмиссии и ходовой части танка ИС-5.

Источники и литература

  • М.В. Коломиец. Тяжелый танк ИС-4 (Конструирование и производство)
  • М.В. Коломиец. Супертанки Сталина ИС-7 и др. Сверхтяжелые танки СССР
  • М.В. Коломиец. Сверхсекретный Т-10. Последний супертанк Сталина
  • И.В. Павлов, М.В. Павлов. Отечественные бронированные машины 1945-1965 гг. Часть I. Легкие, средние и тяжелые танки
  • Ис-3 и Центурион - опыт войны https://antonkachinskiy.livejournal.com/36476.html
  • "Доблестный" предок ИС-3
    https://ziborov.livejournal.com/2024.html

#ис5 #ис8 #т10 #советские танки #танки ссср #советские тяжелые танки

Больше интересных статей здесь: История.

Источник статьи: Ис-5: ис-4 в облегчённом корпусе ис-7.