Авиакатастрофа на Азорских островах: цепь роковых ошибок, унесшая 144 жизни

Трагическая картина на месте крушения самолета.

8 февраля 1989 года Boeing 707 авиакомпании Independent Air, выполнявший рейс из итальянского Бергамо в доминиканскую Пунта-Кану, потерпел катастрофу. На его борту находились 144 человека: 137 пассажиров и 7 членов экипажа. Для трансатлантического перелета этому типу самолета требовалась промежуточная дозаправка, запланированная на португальском острове Санта-Мария, входящем в Азорский архипелаг.

Начало проблем: связь и человеческий фактор

Полет проходил днем, но с самого начала экипаж столкнулся с нестабильной радиосвязью на высоких частотах. Приближаясь к Азорским островам, пилоты вышли на связь с аэропортом Санта-Мария. Критическую роль сыграло то, что в тот момент за диспетчерским пультом находился стажер. Полученный экипажем прогноз погоды был передан сбивчиво и содержал неточности, что ввело пилотов в заблуждение относительно метеоусловий.

Деревянная доска с информацией о рейсе — немой свидетель трагедии.

Первый пилот, не сумев разобрать сообщение из-за помех и нечеткой дикции, ошибочно решил, что на высоте захода на посадку ясно. В реальности самолет вошел в плотную облачность. Затем последовала ключевая ошибка: диспетчер передал неверное значение атмосферного давления — 1027 гПа вместо фактических 1018 гПа. Хотя старший диспетчер заметил оплошность, он не успел ее исправить, отвлекшись на телефонный звонок. В кабине эту разницу также не перепроверили, возможно, из-за отвлекающих факторов.

Аэропорт Санта-Мария, способный принимать даже такие лайнеры, как «Конкорд».

Роковое наложение радиосообщений

Ситуацию усугубил критический сбой в коммуникации. В момент, когда диспетчер на земле делал паузу в эфире, второй пилот, предположив, что связь прервана, начал свое сообщение. В результате их голоса наложились друг на друга, и ни одна из сторон не услышала другую. Это привело к фатальному недопониманию: экипаж решил, что им разрешено снизиться до высоты 600 метров, хотя безопасный минимум в этой зоне составлял 900 метров.

Пилоты начали расчет захода на посадку, основываясь на устаревшей и неточной карте, которая не обновлялась 27 лет. На земле же не могли даже предположить, что лайнер опустится ниже безопасной высоты и направится прямиком к склону горы Пико-Альто.

Гора Пико-Альто, в склон которой врезался самолет.

Последние минуты полета и катастрофа

Набрав высоту 609 метров, самолет попал в зону сильнейшей турбулентности. Капитан, отчаянно пытаясь удержать машину, произнес в эфир фразу, ставшую позже названием статьи: «Я не могу остановить этого ублюдка, который прыгает вверх и вниз». Резкий порыв ветра подбросил лайнер, и почти сразу же сработала система предупреждения о близости земли (GPWS). Однако экипаж не отреагировал на сигнал.

В 14:08 по местному времени Boeing 707 на скорости врезался в горный склон на высоте около 587 метров, в семи километрах от взлетно-посадочной полосы. Удар был страшной силы, самолет разрушился, все 144 человека на борту погибли мгновенно.

Выводы расследования: цепь системных failures

Следствие выявило целый комплекс причин, приведших к катастрофе:

  • Ошибка диспетчера: Передача неверного атмосферного давления привела к тому, что самолет летел примерно на 70 метров ниже, чем показывали приборы в кабине.
  • Нарушение радиодисциплины: Наложение радиосообщений и отсутствие подтверждения их получения с обеих сторон.
  • Нарушение правил полетов: Сознательное снижение ниже установленного безопасного минимума.
  • Недостаточная подготовка экипажа: Пилоты не имели достаточного опыта международных полетов и не были готовы к особенностям общения с иностранными диспетчерами. Второй пилот имел налет на Boeing 707 всего две недели.
  • Системные пробелы в обучении: Авиакомпания Independence Air не имела собственных тренажеров. Пилоты проходили тренировки у других перевозчиков, где их приучали игнорировать сигналы системы GPWS во время учебных заходов, считая их ложными. В реальной ситуации это привело к трагическому бездействию.
  • Устаревшие карты: Использование навигационных материалов, которые десятилетиями не корректировались.

Авиакомпания Independent Air впоследствии признала свою вину в суде и выплатила многомиллионные компенсации семьям погибших.

Расследование авиакатастрофы в Telegram: https://t.me/rumayday

Гражданская авиация, Аэропорт, Авиация, Самолет, Полет, Крушение, Пилот, Воздушное происшествие, Португалия, Азорские острова

Больше интересных статей здесь: Наука и техника.

Источник статьи: "Не могу удержать, этот … сын скачет вверх и вниз" Азорская катастрофа.