Роковая ошибка в небе над Эверестом: как один рычаг привел к столкновению самолета с вертолетом

Эверест — это не только высочайшая вершина планеты, но и мощный экономический двигатель для Непала. Ежегодно гора приносит стране доход, оцениваемый примерно в 300 миллионов долларов. Тысячи альпинистов и туристов со всего мира стремятся сюда, оплачивая разрешение на восхождение в размере 11 000 долларов, не считая существенных затрат на перелеты, проживание, услуги гидов и специальное снаряжение.

Ворота к вершине: опасный путь через Лукла

Ключевой точкой на пути к Эвересту является город Лукла, расположенный на высоте 2860 метров. Именно сюда прибывает большинство экспедиций из столицы Непала, Катманду, чтобы затем отправиться в базовый лагерь для начала восхождения. Лукла по праву считается «воротами на Эверест».

Лукла

Аэропорт Луклы — один из самых экстремальных и сложных в мире для пилотов. Его взлетно-посадочная полоса длиной всего 520 метров проложена на крутом склоне с перепадом высот в 60 метров между концами. Посадки осуществляются со стороны, обозначенной как Терминал 06, который обрывается 700-метровой пропастью, а взлеты — со стороны Терминала 24, упирающегося в горный хребет высотой 4000 метров. Рядом с полосой расположена вертолетная площадка. Все маневры выполняются исключительно по визуальным ориентирам, так как единственным навигационным средством здесь является обычная радиостанция.

Аэропорт Лукла

Самолет для экстремальных условий

14 апреля 2019 года в этом аэропорту готовился к вылету турбовинтовой самолет L-410 авиакомпании Summit Air. Эта модель идеально подходит для работы в таких условиях благодаря способности взлетать и садиться на очень короткие полосы. Однако у самолета непростая статистика: за время эксплуатации произошло 116 катастроф с его участием, в которых погибло 474 человека.

Обратите внимание: "Белая мгла" и дважды выживший в катастрофах.

Основная причина высокой аварийности заключается в том, что L-410 часто эксплуатируется в самых сложных регионах, куда другие воздушные суда просто не летают.

Аэропорт Лукла

На борту самолета в тот день находились только три члена экипажа. Это был уже третий рейс, доставлявший туристов из аэропорта Ла-Менчапа. Взлет выполнял второй пилот. Сразу после отрыва от полосы, всего через три секунды, самолет неожиданно начал резко уходить вправо.

L-410 Саммит Авиэйшн

Роковое столкновение на перроне

В этот момент на вертолетной площадке совершал посадку вертолет H125 авиакомпании Manan Airlines. Его лопасти еще вращались, когда выкатившийся за пределы ВПП L-410 на полной скорости врезался прямо в него. От мощного удара вертолет перевернулся. Движение самолета остановилось только после столкновения с другим, припаркованным вертолетом. Весь инцидент был заснят на видео.

В результате аварии второй пилот, управлявший самолетом, погиб — его кабина была разрушена вращающимися лопастями вертолета. Также трагически погибли двое сотрудников полиции, обеспечивавших безопасность на перроне. Командир воздушного судна L-410 и пилот вертолета получили ранения. К счастью, пассажиров на борту самолета не было, а люди, прибывшие на вертолете (включая правительственных чиновников), уже успели его покинуть до момента столкновения.

Сцена

Расследование: человеческий фактор и экстремальные условия

Комитет по расследованию авиационных происшествий Непала (NAI) в своем отчете установил, что причиной резкого ухода самолета вправо стало внезапное движение назад правого рычага управления тягой. Это привело к критическому дисбалансу мощности двигателей. Командир попытался исправить ситуацию, но его действия, включая асимметричное торможение, только усугубили отклонение от курса.

Точную причину самопроизвольного движения рычага установить не удалось. Одна из ключевых версий связана с недостаточной квалификацией второго пилота для полетов в таких сложных условиях, как аэропорт Луклы. По правилам Управления гражданской авиации Непала, пилот должен иметь значительный опыт коротких взлетов и посадок, год работы в местных авиалиниях и не менее 10 заходов в Лукла под наблюдением инструктора. Хотя у погибшего пилота был опыт более 18 месяцев, комитет особо отметил, что он не смог своевременно распознать и парировать возникшую нештатную ситуацию из-за недостатка специфических навыков.

Расследование авиакатастрофы в Telegram:

https://t.me/rumayday

[Мой] Гражданская авиация Аэропорт Авиация Полет Самолет Эверест Непал L-410 Вертолет Авария Столкновение Видео RUTUBE Короткий фильм Длинный текст Авиакатастрофа 27

Больше интересных статей здесь: Наука и техника.

Источник статьи: Потянул не тот рычаг и врезался в вертолет. Катастрофа у Эвереста.