Бензопила «Урал» — обычный инструмент лесоруба, который стал центральным элементом одной из самых трагичных авиакатастроф в истории советской гражданской авиации.
Самолет особого назначения
Ту-134АК — это модификация известного лайнера, предназначенная для перевозки высокопоставленных лиц. Его салон был разделен на два класса: 24 места первого класса и 13 — повышенной комфортности. Конструктивной особенностью была вторая дверь со встроенным трапом, а некоторые борта оснащались специальным связным оборудованием. После выработки ресурса в правительственном авиаотряде такие самолеты часто переоборудовали для обычных пассажирских перевозок.
Один из таких лайнеров, СССР-65120, выпущенный в июне 1978 года, после трех лет службы в правительственном авиаотряде был передан Сыктывкарскому авиапредприятию «Аэрофлота» для выполнения регулярных рейсов.
Схема салона Ту-134АК.
Роковой рейс и опасный груз
2 июля 1986 года этот самолет выполнял рейс из Воркуты в Москву с промежуточной посадкой в Сыктывкаре. В Воркуте в задний багажный отсек был загружен багаж без досмотра, что допускалось правилами того времени. Первый этап полета прошел штатно.
В Сыктывкаре на борт поднялись пятеро новых пассажиров, среди которых были двое болгарских граждан, работавших в регионе лесорубами. Общее число людей на борту достигло 92 человек: 86 пассажиров и 6 членов экипажа.
Развитие катастрофы в воздухе
В 09:55 самолет взлетел. Спустя десять минут, на высоте 5600 метров, в кабине экипажа сработала сигнализация «Дым в багажном отсеке». Командир воздушного судна (КВС) отправил на проверку бортмеханика, который подтвердил наличие дыма и огня. Однако действия командира были нерешительными и противоречили инструкциям: он не объявил сигнал бедствия, не начал экстренное снижение и даже не сразу проинформировал диспетчеров. Вместо этого он лично отправился в хвостовую часть, потеряв драгоценные минуты.
Кабина пилотов Ту-134.
Вернувшись в кабину, командир наконец начал экстренное снижение со скоростью 19 м/с в сторону Сыктывкара и сообщил о пожаре. Для снижения скорости двигатели были переведены на малый газ, что уменьшило эффективность вентиляции, а необходимая разгерметизация салона для удаления дыма так и не была выполнена.
Второй пилот и бортмеханик, пытавшиеся потушить огонь, действовали в условиях густого дыма без кислородных масок. Их попытки были безуспешны и лишь усилили задымление.
Салон Ту-134.
Борьба за жизнь и вынужденная посадка
Самолет снизился ниже сплошной облачности, в условиях сильного дождя и ограниченной видимости. Дым заполнил салон, многие пассажиры теряли сознание. В течение девяти минут экипаж безуспешно искал подходящую площадку для посадки в лесотундре.
В 10:27, в 75 км от Сыктывкара, командир, не видя выхода, принял решение садиться «на лес». Лайнер задел верхушки деревьев, разрушился и пронесся по земле, разломившись на три части. Носовая кабина со штурманом была уничтожена мгновенно. Вытекшее топливо воспламенилось.
Носовая часть Ту-134 с кабиной штурмана.
Спасение и жертвы
Несмотря на страшные разрушения и пожар, началась организованная эвакуация. Выжившие пассажиры выбирались через разломы в фюзеляже, двери и окна. Бортпроводники проявили героизм, помогая эвакуироваться и оказывая первую помощь в холодном лесу под дождем. Спасательная операция затянулась из-за плохой погоды и неточных координат. Всех выживших эвакуировали только к 19:00.
Итог катастрофы был ужасающим: погибли 54 человека, включая штурмана и бортмеханика. Многие скончались от отравления угарным газом еще в воздухе. 38 человек, в том числе 4 члена экипажа, выжили, получив травмы.
Место катастрофы Ту-134.
Расследование и вероятная причина
Расследование, длившееся пять месяцев и занявшее 4 тома материалов, не смогло однозначно установить причину возгорания из-за полного разрушения самолета. Однако ключевой версией стал пожар из-за запрещенного к перевозке груза.
Болгарские лесорубы провезли в багаже бензопилу «Урал» — ценный по тем временам инструмент. При осмотре места крушения в районе заднего багажного отсека были найдены ее фрагменты, включая топливный бак с остатками горючего. Вероятно, пары бензина или масла могли воспламениться. Дверь в багажный отсек, расположенная рядом с туалетом, могла быть открыта во время стоянки, что позволило пассажирам поместить туда опасный груз.
Расследование авиакатастрофы в Telegram: https://t.me/rumayday
[Моя] Гражданская Авиация Аэропорт Авиация Самолет Рейс Сыктывкар СССР Катастрофа Авиакатастрофа Длинный Столб 29
Обратите внимание: "Белая мгла" и дважды выживший в катастрофах.
Больше интересных статей здесь: Наука и техника.
Источник статьи: Пронесли на борт бензопилу. Катастрофа Ту-134 под Сыктывкаром.