Катастрофа Ту-134 под Сыктывкаром: Роковая бензопила и цепь ошибок

Бензопила «Урал» — обычный инструмент лесоруба, который стал центральным элементом одной из самых трагичных авиакатастроф в истории советской гражданской авиации.

Самолет особого назначения

Ту-134АК — это модификация известного лайнера, предназначенная для перевозки высокопоставленных лиц. Его салон был разделен на два класса: 24 места первого класса и 13 — повышенной комфортности. Конструктивной особенностью была вторая дверь со встроенным трапом, а некоторые борта оснащались специальным связным оборудованием. После выработки ресурса в правительственном авиаотряде такие самолеты часто переоборудовали для обычных пассажирских перевозок.

Один из таких лайнеров, СССР-65120, выпущенный в июне 1978 года, после трех лет службы в правительственном авиаотряде был передан Сыктывкарскому авиапредприятию «Аэрофлота» для выполнения регулярных рейсов.

Схема салона Ту-134АК.

Роковой рейс и опасный груз

2 июля 1986 года этот самолет выполнял рейс из Воркуты в Москву с промежуточной посадкой в Сыктывкаре. В Воркуте в задний багажный отсек был загружен багаж без досмотра, что допускалось правилами того времени. Первый этап полета прошел штатно.

В Сыктывкаре на борт поднялись пятеро новых пассажиров, среди которых были двое болгарских граждан, работавших в регионе лесорубами. Общее число людей на борту достигло 92 человек: 86 пассажиров и 6 членов экипажа.

Развитие катастрофы в воздухе

В 09:55 самолет взлетел. Спустя десять минут, на высоте 5600 метров, в кабине экипажа сработала сигнализация «Дым в багажном отсеке». Командир воздушного судна (КВС) отправил на проверку бортмеханика, который подтвердил наличие дыма и огня. Однако действия командира были нерешительными и противоречили инструкциям: он не объявил сигнал бедствия, не начал экстренное снижение и даже не сразу проинформировал диспетчеров. Вместо этого он лично отправился в хвостовую часть, потеряв драгоценные минуты.

Кабина пилотов Ту-134.

Вернувшись в кабину, командир наконец начал экстренное снижение со скоростью 19 м/с в сторону Сыктывкара и сообщил о пожаре. Для снижения скорости двигатели были переведены на малый газ, что уменьшило эффективность вентиляции, а необходимая разгерметизация салона для удаления дыма так и не была выполнена.

Второй пилот и бортмеханик, пытавшиеся потушить огонь, действовали в условиях густого дыма без кислородных масок. Их попытки были безуспешны и лишь усилили задымление.

Салон Ту-134.

Борьба за жизнь и вынужденная посадка

Самолет снизился ниже сплошной облачности, в условиях сильного дождя и ограниченной видимости. Дым заполнил салон, многие пассажиры теряли сознание. В течение девяти минут экипаж безуспешно искал подходящую площадку для посадки в лесотундре.

В 10:27, в 75 км от Сыктывкара, командир, не видя выхода, принял решение садиться «на лес». Лайнер задел верхушки деревьев, разрушился и пронесся по земле, разломившись на три части. Носовая кабина со штурманом была уничтожена мгновенно. Вытекшее топливо воспламенилось.

Носовая часть Ту-134 с кабиной штурмана.

Спасение и жертвы

Несмотря на страшные разрушения и пожар, началась организованная эвакуация. Выжившие пассажиры выбирались через разломы в фюзеляже, двери и окна. Бортпроводники проявили героизм, помогая эвакуироваться и оказывая первую помощь в холодном лесу под дождем. Спасательная операция затянулась из-за плохой погоды и неточных координат. Всех выживших эвакуировали только к 19:00.

Итог катастрофы был ужасающим: погибли 54 человека, включая штурмана и бортмеханика. Многие скончались от отравления угарным газом еще в воздухе. 38 человек, в том числе 4 члена экипажа, выжили, получив травмы.

Место катастрофы Ту-134.

Расследование и вероятная причина

Расследование, длившееся пять месяцев и занявшее 4 тома материалов, не смогло однозначно установить причину возгорания из-за полного разрушения самолета. Однако ключевой версией стал пожар из-за запрещенного к перевозке груза.

Болгарские лесорубы провезли в багаже бензопилу «Урал» — ценный по тем временам инструмент. При осмотре места крушения в районе заднего багажного отсека были найдены ее фрагменты, включая топливный бак с остатками горючего. Вероятно, пары бензина или масла могли воспламениться. Дверь в багажный отсек, расположенная рядом с туалетом, могла быть открыта во время стоянки, что позволило пассажирам поместить туда опасный груз.

Расследование авиакатастрофы в Telegram: https://t.me/rumayday

[Моя] Гражданская Авиация Аэропорт Авиация Самолет Рейс Сыктывкар СССР Катастрофа Авиакатастрофа Длинный Столб 29

Обратите внимание: "Белая мгла" и дважды выживший в катастрофах.

Больше интересных статей здесь: Наука и техника.

Источник статьи: Пронесли на борт бензопилу. Катастрофа Ту-134 под Сыктывкаром.