Анна Тван (Теруань де Мерикур): первая феминистка Французской революции

Анна Тван, известная также как Теруань де Мерикур, по праву считается одной из основоположниц феминистской мысли. Ее называли «Мессалиной Французской революции». Будучи страстной сторонницей республиканских идей, она активно выступала с речами на парижских площадях и в революционных клубах, завоевывая внимание и влияние.

Жизнь до революции: от содержанки к свободной женщине

Анна, урожденная Анн-Жозеф де Селлойн, появилась на свет в 1762 году в Люксембурге. До погружения в политику ее жизнь была полна приключений. Будучи содержанкой, она вела яркую и нестабильную жизнь. Ее судьба изменилась, когда молодой англичанин, лорд Спинстер, услышал, как она поет у реки, и был очарован. Анна, обладавшая легким нравом, последовала за ним сначала в Спа, а затем в Лондон, где занялась музыкой.

В Париже, куда она вскоре переехала, ее бурная личная жизнь продолжилась. Она стала любовницей маркиза Персанского, а позже, в 1785 году, вышла замуж за тенора Джакомо Давида. Однако брак оказался недолгим. Анна путешествовала по Европе (Италия, Англия), меняя покровителей и наслаждаясь свободой, что было редким явлением для женщины той эпохи.

Погружение в революцию: рождение «Амазонки»

В 1789 году, узнав о созыве Генеральных штатов во Франции, Анна, жаждавшая сильных эмоций, продала драгоценности и отправилась в Париж. Она поселилась на улице Олд-Августин, поклявшись «любить свою страну так же страстно, как любила мужчин». Она быстро стала завсегдатаем садов Королевского дворца — эпицентра политических дискуссий.

14 июля 1789 года она, по некоторым данным, участвовала в штурме Бастилии. Теруань де Мерикур появлялась на улицах верхом на лошади, в вооружении и в вызывающем для того времени наряде: коротком плаще, брюках и сандалиях, за что получила прозвище «Революционная амазонка». 5 октября того же года она возглавила «Марш на Версаль», скача впереди тысяч разгневанных женщин.

Историки отмечают, что ее действия носили явный феминистский характер. Философ Мишель Онфри подчеркивал, что она демонстрировала: женщины — такие же полноправные люди и могут действовать наравне с мужчинами, а иногда и превосходить их.

Борьба за права женщин и конфликт с якобинцами

Популярность Теруань в первые революционные годы была огромной, но быстро навлекла на нее гнев радикальных якобинцев. После кратковременного ареста австрийцами и возвращения в Париж она в 1792 году совершила исторический шаг: начала открыто пропагандировать феминистские идеи. Она требовала равных политических прав для женщин, включая доступ к выборам и государственным должностям, и начала создавать первые феминистские клубы.

Обратите внимание: Первая опиумная война: у истоков.

Это привело к острому конфликту с якобинцами. Парадоксально, но эта радикальная политическая сила в социальном плане придерживалась консервативных взглядов, стремясь заручиться поддержкой широких масс крестьян и мещан. Жены якобинцев осуждали Теруань и ее сторонниц, выступавших за ношение оружия и мужской одежды, и придерживались традиционных семейных ценностей. Противостояние выливалось в уличные стычки между женщинами.

Якобинцы стремились устранить Теруань. Ее спасло лишь личное заступничество Марата, который, однако, отговаривал ее от борьбы, считая, что время для женского равенства еще не пришло. В ответ на поражение своих идей Теруань де Мерикур призвала к «сексуальной забастовке» по примеру героинь «Лисистраты» Аристофана, но эта акция не возымела эффекта на ее противников.

Трагический финал: поражение и забвение

Вражда с якобинцами привела к трагедии. Теруань была публично избита на улице группой якобинок, обвинивших ее в симпатиях к врагам-жирондистам. Это жестокое унижение сломило ее психику. Она провела остаток жизни в психиатрической лечебнице, что, впрочем, спасло ее от гильотины, на которую позже отправили многих ее соратников.

После прихода к власти Робеспьера феминистские клубы были запрещены, а роль женщины официально ограничена домом и семьей. Якобинцы утверждали, что «естественное предназначение» женщины — материнство, а не политика.

Таким образом, хотя яркая и гламурная Теруань де Мерикур потерпела поражение в своей борьбе, она навсегда вошла в историю как одна из первых, кто открыто бросил вызов патриархальному укладу и заявил о правах женщин на политическое участие. Ее история — это история смелой попытки изменить мир, предпринятой в самое бурное время.

якобинцы казались скучными и прозаичными по сравнению с гламурной Серовин де Мерикур, но они потрясли так, как ей и не снилось. Но это уже другая история, подробности на https://www.litprichal.ru/work/519998/ Поклонение сущности - пожалуй, что-то круче и богаче всех остальных прибамбасов 18 века.

Феминистская Французская революцияЯкобинцыВидеоYouTubeДлинный пост 4

Больше интересных статей здесь: История.

Источник статьи: Первая в мире феминистка, основавшая феминистское движение.