Эволюция бортового питания: от роскоши «золотого века» до советского кейтеринга

Начало статьи можно найти здесь.

«Золотой век» авиации и революция в питании

После Второй мировой войны пассажирская авиация вступила в период стремительного роста. Появление новых самолетов, способных на трансатлантические перелеты, таких как Boeing 377 Stratocruiser, потребовало кардинального пересмотра подхода к обслуживанию пассажиров, в том числе и к бортовому питанию.

Послевоенный авиалайнер

В 1945 году авиакомпания Pan Am совершила настоящую революцию, внедрив на своих бортах конвекционные печи. Это позволило использовать замороженные продукты, которые можно было разогревать прямо в полете. Технология решила проблему обеспечения пассажиров дальних рейсов горячим питанием и значительно упростила логистику для кейтеринговых компаний.

Стюард KLM, 1940-е

К концу 1940-х годов в авиации окончательно оформилось разделение на классы обслуживания. В 1950-х годах появилась сервисная тележка — теперь привычный атрибут любого рейса, которая позволила бортпроводникам эффективно обслуживать всех пассажиров. В 1960-е меню стало персонализированным: появилось детское и диетическое питание, а также специальные рационы, учитывающие религиозные традиции.

Раздача питания в 1950-е

Роскошь как стандарт

1950-е и 1960-е годы по праву считаются «золотым веком» авиации. Перелеты были дорогим и статусным удовольствием, и авиакомпании стремились создать на борту атмосферу роскоши. Бортовое питание стало одним из ключевых инструментов для этого. Процесс его приготовления был поставлен на промышленные рельсы с участием шеф-поваров, диетологов и целых команд специалистов.

Интерьер самолета 1950-х

Даже в эконом-классе пассажирам предлагались изысканные блюда. Например, авиакомпания SAS угощала пассажиров скандинавскими закусками, включая мясные деликатесы, лобстеров и сложные десерты.

Обед на борту Boeing 377 Stratocruiser

Ситуация изменилась в 1970-80-х годах, когда авиаперелеты стали доступнее массовому пассажиру. Это привело к заметному расслоению в сервисе: стандарты бизнес-класса и эконом-класса начали сильно расходиться.

Реклама United Airlines, 1952Реклама питания United AirlinesДесерты British Airways, 1960-еПитание British Airways, 1960-еСтюардесса KLM, 1965Рейс Pan Am, 1970-еСтюардессы SAS, 1970-еСервис на Boeing 747

Особый путь «Аэрофлота»

После войны «Аэрофлот» стал крупнейшей авиакомпанией в мире. Несмотря на ограниченные возможности советской пищевой промышленности, страна стремилась соответствовать мировым стандартам. С конца 1950-х годов питание на бортах советских лайнеров стало бесплатным для всех пассажиров.

Стюардессы Аэрофлота, 1955

Первым рейсом с таким сервисом стал полет на Ту-104 в 1956 году. Меню было впечатляющим: пассажирам эконом-класса предлагали горячее блюдо (курица, индейка), салат, сыр, колбасу, икру, фрукты, вино и кондитерские изделия. Посуда «Аэрофлота» имела особый дизайн для устойчивости в полете.

Бортовой паек Аэрофлота, 1958

Производство авиационного питания в СССР было строго централизовано и регламентировано. Цеха создавались при аэропортах и работали с высокой эффективностью, поставляя готовые пайки на борт за 45 минут до вылета. Стоимость пайка на внутренних рейсах была символической.

Бортпроводник Аэрофлота, 1950-60-е

Для международных рейсов в аэропорту Шереметьево был создан мощный производственный комплекс, который даже имел собственную птицефабрику. Процесс описывался как конвейерный: от нарезки курицы до сборки подносов и отправки их на борт.

Камбуз Ту-104

На заграничных рейсах «Аэрофлот» старался не уступать иностранным конкурентам. В первом классе подавали изысканные закуски, горячие блюда и фирменный «русский десерт». Еду разогревали в больших электрических духовках, а сервировка отличалась в зависимости от класса: фарфор и хрусталь в первом и практичная многоразовая посуда в экономе.

Реклама Аэрофлота и JAL, 1967Сервировка в первом классе Аэрофлота

Однако к 1970-80-м годам общий дефицит продуктов в стране отразился и на бортовом меню. Хотя ассортимент оставался широким, в нем стали преобладать консервы, курица и простые, «советские» блюда вроде яиц с майонезом или лимонной кильки.

Обслуживание в Аэрофлоте, 1970-80-еСтюардессы Аэрофлота

Новая эра и ребрендинг

Несмотря на уникальность и масштаб, советская система авиакейтеринга нуждалась в переменах. Накануне распада СССР, в 1989 году, было создано совместное предприятие «Аэромар» с американской компанией Marriott. Это положило начало модернизации.

В 1990-е годы, в условиях рыночной экономики, «Аэрофлот» пытался создавать новые, «национальные» концепции питания (например, водка с икрой), но в целом сервис, особенно на внутренних рейсах, отставал от мировых тенденций.

Качественный скачок произошел после 2009 года, когда авиакомпания начала масштабный ребрендинг. Разработкой нового меню занялись ведущие российские эксперты, а производство полностью передали «Аэромару». Эти меры позволили бортовому питанию флагмана российской авиации выйти на принципиально новый уровень, соответствующий стандартам ведущих мировых авиакомпаний.

________________________________________________
Михаил Кожемякин.

Теги: Авиация, Бортовое питание, История авиации, Аэрофлот, Авиакомпания, Кулинария, Общественное питание, Кейтеринг, Стюардесса, Еда, Воздушный транспорт, Пассажир

Обратите внимание: Музей Aeroscopia - авиационная сокровищница. Часть 2.

Больше интересных статей здесь: Наука и техника.

Источник статьи: Из истории авиационного кейтерига. (Часть 2).