Истоки и эволюция авиационного кейтерига: от древних пиров до первых бортовых обедов

Что такое авиакейтеринг?

Понятие «кейтеринг», относительно новое для нашего лексикона, охватывает комплекс услуг по обеспечению питанием в удаленных локациях. Это целая индустрия, включающая закупку продуктов, их приготовление и конечную доставку потребителю. В контексте транспорта, особенно авиации, укоренился термин «авиакейтеринг», обозначающий организацию питания для пассажиров на борту воздушных судов.

Глубокие исторические корни

Истоки общественного питания уходят в глубину веков, к самым ранним формам человеческого общества, когда люди в организованных группах брали с собой провизию, готовили ее на привалах и делились ею. Древнегреческий историк Фукидид упоминал, что спартанские воины во время кампаний довольствовались скромным пайком: вином и хлебом. Моряки эпохи Великих географических открытий, такие как команда Христофора Колумба, применяли примитивные методы консервации, например, обрабатывали воду уксусом для продления ее срока годности.

Иллюстрация средневековой трапезы из «Псалтыри Латтрелла», 1340 год.

На протяжении многих столетий массовое питание ассоциировалось с низшими социальными слоями: солдатами, моряками, переселенцами, заключенными — всеми, кто был вынужден совершать долгие путешествия. Задачей «общепитовцев» античности и Средневековья было просто накормить большое количество людей, часто в ущерб качеству, используя дешевые, а порой и недоброкачественные продукты. Писатель XII века Конрад Грюнберг с отвращением описывал питание паломников на кораблях, направлявшихся в Святую Землю: вместо хлеба подавали черствые, кишащие личинками сухари, а вино было кислым и невкусным.

Обеденная сцена на корабле XIX века.

Даже устав рыцарей-тамплиеров, известных своей дисциплиной, регламентировал питание довольно аскетично, предписывая, например, определенное количество мясных порций в неделю. На Руси бытовали легенды о «топорной похлебке» и скудных армейских пайках, несмотря на попытки Петра I ввести нормы довольствия. Переломный момент наступил в XVII веке благодаря французскому кулинару Жан-Франсуа Вателю, который стал организовывать грандиозные выездные пиры для короля Людовика XIV. Он впервые совместил высокое кулинарное искусство с безупречной сервировкой и обслуживанием, заложив стандарты, актуальные и поныне. Хотя сама услуга обеспечения питанием стара как мир, термин «кейтеринг» (от английского «to cater» — поставлять провизию) пришел из США лишь в относительно недавнее время.

Лондонский кейтеринг, 1900 год.

Индустрия массового питания получила мощный импульс в начале XX века в США, где бурное строительство небоскребов потребовало налаженного снабжения едой тысяч рабочих. Идея организации питания прямо на предприятиях для повышения эффективности труда быстро распространилась по всему миру.

Производство питания в начале ХХ века.

Первые опыты в небе

Стремление человека к полету неизменно сопровождалось и чувством голода. Первые воздухоплаватели на шарах в XVIII-XIX веках брали с собой корзины с провизией для пикника в облаках. В годы Первой мировой войны пилоты подкреплялись в полете: немецкий ас Эрнст Удет носил с собой сладости, а экипажи английских бомбардировщиков получали термосы с чаем и бутербродами. Экипажи немецких дирижаблей «Цеппелин», совершавших многосуточные перелеты, и вовсе имели на борту полноценные камбузы. Однако настоящий авиакейтеринг начался с зарождения регулярных пассажирских авиаперевозок, когда перед компаниями встал вопрос, как кормить людей на борту.

Стюард обслуживает пассажиров, National Air Transport, 1928 год.

В первые послевоенные годы (1919-е — начало 1920-х) полет был далек от комфорта: тесные, шумные и тряские самолеты вызывали у пассажиров стресс. Авиакомпании быстро нашли решение, основанное на простом психологическом наблюдении: человек, который ест, меньше нервничает. Так в 1919 году на рейсах британской Handley Page через Ла-Манш появился «успокаивающий» бортовой обед — бутерброды и сладости в фирменной картонной коробке. Считается, что первенство в организации регулярного питания принадлежит британской Imperial Airways (основана в 1924 году). Интересно, что тогда еда на борту оплачивалась отдельно — практика, к которой многие авиакомпании возвращаются сегодня.

К концу 1920-х с появлением специализированных пассажирских самолетов стали закладываться традиции. Imperial Airways оборудовала в салоне фуршет с холодными закусками и напитками в термосах, а для обслуживания ввели стюардов, чьи обязанности, помимо раздачи еды, включали помощь с багажом. Под влиянием железных дорог родилась концепция «летающего вагона-ресторана». Авиакомпании United Airlines и Lufthansa, чьи рейсы длились 2-3 часа, сделали изысканную трапезу главным развлечением для пассажиров, подавая блюда на фарфоре и хрустале.

Ресторан на борту авиакомпании Air France, 1920-е годы.

Обратите внимание: Музей Aeroscopia - авиационная сокровищница. Часть 2.

Американская стюардесса в форме медсестры, 1920-30-е годы.

Технологический прорыв и рождение индустрии

Несмотря на распространение, бортовому питанию не хватало «домашнего» тепла. Прорыв совершили американские инженеры, которые в 1929 году подключили к двигателю самолета генератор для питания электроплиты и кофеварки. Это позволило не только подавать, но и подогревать еду на борту, что стало ключевым принципом авиакейтеринга.

Обслуживание на рейсах American Airlines, 1935 год.

Мировой экономический кризис 1930-х заставил авиакомпании экономить и искать новые решения. Так родилась отдельная отрасль — авиакейтеринговый бизнес. Компаниям стало выгоднее не закупать еду в ресторанах, а открывать собственные кухни-фабрики для конвейерного производства бортовых рационов. Именно тогда, кстати, появилась практика делать блюда для пассажиров более солеными, чтобы компенсировать притупление вкусовых рецепторов на высоте.

Дафна Керли, первая британская стюардесса, 1930-е годы.

Стюард и буфет на борту British Imperial Airways, 1936 год.

Особый путь «Аэрофлота»

История советского авиапитания неразрывно связана с «Аэрофлотом», основанным в 1923 году. Однако из-за идеологического аскетизма и экономических трудностей вопросом питания пассажиров на борту всерьез озаботились лишь в 1930-х годах. СССР пошел своим оригинальным путем: основной акцент был сделан на питание в аэропортах. На транзитных узлах создавалась сеть столовых, где пассажиры могли поесть между рейсами. Для оперативности использовалась радиосвязь: во время полета люди выбирали блюда из меню, радист передавал заказ на землю, и к прибытию самолета еда была готова.

Первый опыт бортового питания в СССР датируется 1936 годом на маршруте Москва — Баку. Это была инициатива экипажа: пилоты установили в салоне шкафчик с едой, купленной за свой счет, и предложили пассажирам брать угощения, опуская деньги в копилку. В мае 1939 года на рейс Москва-Ашхабад вышла первая бортпроводница Аэрофлота Эльза Городецкая (официально — «кладовщица»). Она вспоминала, как за два часа до вылета закупала продукты в аэропортовском ресторане, набивала ими огромный чемодан и уже в самолете готовила бутерброды для пассажиров.

Новый этап начался с появлением в 1940 году более вместительного самолета ПС-84 (лицензионная копия Douglas DC-3). В его экипаж официально ввели бортпроводника. Пассажирам предлагали икру, бутерброды с колбасой и сыром, фрукты, напитки — все это можно было приобрести за наличный расчет. Развитие этой системы было прервано Великой Отечественной войной.

Самолет Аэрофлота ПС-84, 1940 год.

________________________________________________ Михаил Кожемякин.

Продолжение следует.

[Моя] Авиация Гражданская Авиация Аэрофлот Борткейтеринг Бортпроводник Бортпроводник Кейтеринг История авиации Еда Длинная статья Еда Пассажирское обслуживание самолетов 3

Больше интересных статей здесь: Наука и техника.

Источник статьи: Из истории авиационного кейтерига. (Часть 1).