Трагическое спаривание: две катастрофы Ан-12 в Сургуте из-за обледенения

В истории авиации существует феномен, известный как «Закон спаривания», когда схожие трагические события происходят дважды за очень короткий промежуток времени. Это может казаться мистическим совпадением, но часто за этим стоят общие, поддающиеся анализу причины. Яркий пример — две почти идентичные катастрофы самолетов Ан-12 в январе 1971 года с разницей всего в десять дней.

Самолет Ан-12

Первая трагедия произошла 22 января 1971 года. Ан-12 (борт СССР-11000), временно базировавшийся в Омске, направлялся в Сыктывкар через Сургут для дозагрузки. На его борту находилось 14 человек. Несмотря на сложные метеоусловия — прогнозировались снег и обледенение — экипаж приступил к заходу на посадку в аэропорту Сургута. После последнего радиосообщения на высоте 400 метров связь с самолетом прервалась.

Обломки лайнера были обнаружены в лесу в 18 километрах от аэропорта. Расследование показало, что на третьем развороте, при штатной скорости, у самолета произошло сваливание. Причиной стало интенсивное обледенение крыла, которое резко ухудшило аэродинамические характеристики. Противообледенительная система, хотя и была включена, не справилась с нагрузкой из-за, как выяснилось позже, неполного открытия клапанов отбора горячего воздуха от двигателей.

Обратите внимание: "Белая мгла" и дважды выживший в катастрофах.

Аэропорт Сургут

Повторение трагедии

Казалось бы, трагический урок должен был заставить быть предельно осторожными. Однако 31 января, всего через 10 дней, в тех же самых погодных условиях и в том же районе аэропорта Сургута разбился еще один Ан-12 (СССР-12996). Сценарий был пугающе похож. Экипаж докладывал о сильнейшем обледенении. На третьем развороте на высоте 400 метров пилоты заметили неладное. Прозвучала фраза: «Что-то двигатели потряхивать стали» — вероятно, это была реакция на срыв потока с обледеневшего крыла, предшествующий сваливанию.

Экипаж пытался парировать потерю скорости и управляемость, меняя конфигурацию закрылков и работая штурвалом, но тщетно. Самолет вошел в глубокий крен и рухнул на землю в 13,6 км от аэропорта. Все семь человек на борту погибли.

Ан-12, компьютерная модель

Выводы и изменения

Расследование этих двух катастроф-«близнецов» не выявило мистики, но четко показало системные проблемы. Обе трагедии были вызваны сочетанием экстремальных погодных условий и конструктивных недостатков противообледенительной системы Ан-12, которая в режиме малого газа (при заходе на посадку) не обеспечивала достаточный обогрев крыла.

По итогам расследования в конструкцию самолета были внесены crucialные изменения: доработана система управления отбором воздуха, а экипажи получили строгие указания полностью открывать клапаны противообледенительной системы в условиях обледенения. Кроме того, были проведены дополнительные испытания для уточнения летных характеристик обледеневшего Ан-12 и разработаны новые рекомендации для пилотов.

Этот случай наглядно демонстрирует, как трагическое «спаривание» авиапроисшествий может служить мощным катализатором для устранения скрытых опасностей и повышения безопасности полетов в будущем.

Расследование авиакатастрофы в Telegram:

https://t.me/rumayday

[Наземная мина] Гражданская авиация Полет Самолет Аэропорт Ан-12 Советский Союз Катастрофа Несчастный случай Парная прецедентная практика Авиакатастрофа Длинная статья 12

Больше интересных статей здесь: Наука и техника.

Источник статьи: "Что-то двигатели потряхивать стали" Две катастрофы Ан-12 с разницей в 10 дней.