Становление гражданской авиации Ирана: от немецких концессий до первых национальных авиакомпаний (1924-1949 гг.)

Данный материал является переводом статьи Леннарта Андерссона «Иранский орел. Гражданская и военная авиация Ирана, 1924-1949 гг.» и продолжением цикла о персидских/иранских ВВС.

На фотографии запечатлен самолет Юнкерс W 33 (регистрационный номер D-1684), принадлежавший немецкой авиакомпании «Юнкерс-Люфтверкер», в городе Гюмри, Персия. Загадочная фигура человека с палкой на фоне самолета добавляет снимку исторической интриги.

Начало эры гражданских авиаперевозок

История регулярного воздушного сообщения в Иране началась в 1924 году с инициативы немецкой компании «Юнкерс-Люфтверкер». Немцы предложили правительству Персии организовать международный маршрут Стокгольм-Москва-Тегеран. После переговоров с Реза-ханом, будущим шахом, в октябре того же года была получена концессия на полеты по трассе Баку-Пехлеви (ныне Энзели)-Тегеран. Уже в декабре, используя пять самолетов Junkers F 13, компания выполнила первый почтовый рейс. Однако этот пионерский проект оказался недолговечным из-за финансовых трудностей и был свернут через несколько месяцев.

Расширение присутствия «Юнкерс» и развитие сети

Опасаясь конкуренции со стороны британской Imperial Airways и французской CINA, «Юнкерс» активизировал свои усилия. В 1926 году было подписано новое соглашение, а в январе 1927-го — пятилетний контракт на авиапочтовые перевозки. Это позволило возобновить и расширить сеть маршрутов. Были запущены рейсы из Тегерана в Пехлеви (с дальнейшей стыковкой на Москву через советскую компанию «Укрвоздухпуть»), а также внутренние линии на Хамадан, Керманшах и Мешхед. Парк авиакомпании пополнялся новыми самолетами: Junkers F 13, W 33 и трехмоторными G 24. Немецкие и советские пилоты, работавшие на этих линиях, отмечали исключительную сложность полетов в Персии из-за песчаных бурь, туманов и горного рельефа.

Авиакомпания не только перевозила почту и пассажиров, но и выполняла социально значимые задачи. Например, в 1927 году пилоты «Юнкерс» участвовали в борьбе с эпидемией холеры на юге страны, доставляя врачей и сыворотку. К 1928 году сеть маршрутов расширилась до Исфахана, Шираза и Бушера, а самолеты использовались для аэрофотосъемки при планировании железнодорожных путей.

Закат эпохи «Юнкерс» и переход к новым игрокам

К началу 1930-х годов отношения между «Юнкерс» и персидским правительством осложнились. Одной из ключевых причин стал невыполненный пункт контракта об организации летной школы для подготовки национальных кадров. Переговоры о продлении концессии зашли в тупик, и в 1932 году компания прекратила регулярные полеты, свернув свое представительство. Несмотря на уход, «Юнкерс» оставил о себе прекрасную репутацию: за все годы работы не пострадал ни один пассажир и не была потеряна ни одна посылка.

Обратите внимание: Сельхозавиация.

Межвоенный период и Вторая мировая война

После ухода немцев развитие гражданской авиации в Иране замедлилось. В конце 1930-х годов были сделаны попытки создать собственную учебную базу. В 1940 году из США были закуплены 25 легких самолетов Rearwin Cloudster для Аэроклуба Ирана, который готовил пилотов для ВВС. Эти самолеты, прибывшие в специальных контейнерах-трансформерах, стали основой учебного парка.

В годы Второй мировой войны, после ввода в Иран советских и британских войск в 1941 году, все гражданские полеты попали под строгий контроль союзников. Небольшой парк национальной авиакомпании, включавший самолеты de Havilland Dragon Rapide, понес потери. Однако именно в этот период Тегеран стал важным узлом международных воздушных сообщений. Регулярные рейсы в город выполняли советский «Аэрофлот» (на Ли-2 и С-47), британская BOAC, американские Pan Am и транспортная авиация ВВС США, а также Air France.

Рождение «Иран Эйр»

Важнейшим событием послевоенного периода стало основание в декабре 1944 года авиакомпании «Иран Эйр» (Iran Air). Созданная на частные средства без государственных субсидий, она 31 мая 1945 года открыла регулярное сообщение между Тегераном и Мешхедом. Позже, в партнерстве с американской TWA, компания заложила фундамент для развития современной национальной авиации Ирана, завершив первый, пионерский этап ее истории.

Длинная статья об истории иранской авиации и гражданской авиации.

Больше интересных статей здесь: Наука и техника.

Источник статьи: Гражданская авиация Ирана, 1924-1949.