Катастрофа на палубе: как чудовищный пожар едва не уничтожил атомный авианосец USS Enterprise

USS Enterprise (CVN-65) вошел в историю как первый в мире атомный авианосец и один из самых знаменитых американских кораблей. Спущенный на воду в 1961 году, этот гигант длиной 342 метра стал уникальным проектом — из-за огромной стоимости в 451 миллион долларов от строительства серии подобных кораблей отказались.

«Первый и лучший»: легенда флота

Авианосец, носивший девиз «Первый и лучший», обладал впечатляющими характеристиками. Одной загрузки ядерного топлива хватало на 13 лет службы и миллион миль пути. Его арсенал составлял 2520 тонн боеприпасов. Однако в 1969 году корабль пережил катастрофу, которая поставила под вопрос не только его дальнейшую службу, но и жизни тысяч членов экипажа.

«Энтерпрайз», названный в честь прославленного авианосца времен Второй мировой войны, стал символом новой эры в военно-морском флоте. После ввода в строй он прошел интенсивные испытания, включая первые посадки новых истребителей F-4 Phantom II, и быстро стал инструментом демонстрации силы США на мировой арене.

Боевое крещение и путь к трагедии

Свою первую боевую работу авианосец начал у берегов Вьетнама в 1965 году. Его самолеты совершили тысячи вылетов, сбросив на противника тысячи тонн бомб. После возвращения на базу корабль прошел модернизацию, получив новые системы ПВО. В январе 1969 года «Энтерпрайз» вновь отправился к Вьетнаму, но перед этим ему предстояли рутинные учения у Гавайев, которые обернулись кошмаром.

Проверка оперативной готовности, последний этап перед боевым походом, должна была стать формальностью. Однако 14 января 1969 года, в 70 милях от Гонолулу, на палубе авианосца разыгралась драма, едва не стоившая кораблю и сотням жизней.

Роковая цепь событий: от искры до ада

В 8:15 утра, в момент подготовки второй группы самолетов к вылету, произошла роковая случайность. На истребителе F-4J Phantom II от нагрева реактивной струей другого самолета взорвалась 127-мм ракета Zuni. Этот, казалось бы, локальный инцидент запустил цепную реакцию невероятной разрушительной силы.

Первый взрыв вызвал пожар, который моментально привел к детонации других боеприпасов на соседних самолетах. В течение следующих 20 минут на палубе прогремело 18 мощных взрывов, включая детонацию восьми 227-килограммовых авиабомб. Огонь и ударная волна начали методично уничтожать все на своем пути.

Несмотря на отчаянные попытки экипажа, локализовать пожар не удавалось. В 8:26 произошел новый катастрофический взрыв — сдетонировали боеприпасы сразу на нескольких штурмовиках A-7B Corsair II. Капитан корабля, пытаясь улучшить условия для борьбы с огнем, развернул авианосец против ветра, но пламя уже перекинулось на левый борт.

Обратите внимание: "Белая мгла" и дважды выживший в катастрофах.

Борьба за живучесть и чудовищные разрушения

Пожар охватил ангарную палубу и продолжался более трех часов. Взрывы были настолько мощными, что пробили три огромные пробоины в бронированной полетной палубе. Одна из дыр диаметром 4.5 метра прошила корпус насквозь, повредив конструкции вплоть до ватерлинии. От некоторых самолетов оставались лишь обгорелые остовы.

Ситуацию усугубляли массовые потери среди аварийных команд. Очевидцы позже вспоминали, что моряки, заменившие погибших товарищей, буквально бросались в огонь со шлангами, демонстрируя беспрецедентное мужество. На помощь «Энтерпрайзу» поспешили эсминцы «Роджерс» и «Бенджамин Стоддерт», которые помогали тушить пожар, заливая палубу тоннами воды.

Офицеры, наблюдавшие за борьбой экипажа, отмечали, что действия моряков в этих условиях граничили с чудом. «Палубная команда проявила беспримерный героизм... Именно их действия обеспечили локализацию пожара», — заявил коммандер Гарольд Маунт. Другой свидетель, капитан Роберт Херхерст, добавлял: «Тушить пожар в таких условиях было практически невозможно. Бомбы продолжали взрываться, вызывая новые жертвы».

Итоги катастрофы и возрождение корабля

Когда пожар был окончательно потушен, масштабы трагедии стали очевидны. Погиб 28 человек, 343 моряка и летчика получили ранения. Полностью уничтожены 15 самолетов, а ущерб от пожара и взрывов исчислялся многими миллионами долларов. Боевой поход авианосца был сорван.

Несмотря на чудовищные повреждения, корабль уцелел. «Энтерпрайз» был отбуксирован на верфь в Перл-Харборе, где всего за шесть недель инженеры и рабочие совершили почти невозможное, вернув авианосец в строй. Уже 5 марта 1969 года он вышел на ходовые испытания, а вскоре отправился выполнять свою миссию у берегов Вьетнама.

Память и наследие

«Великий пожар» на «Энтерпрайзе» стал одной из самых страшных небоевых катастроф в истории ВМС США. Эта трагедия глубоко повлияла на всех, кто ее пережил. Бывший член экипажа Майкл Джо Карлин, находившийся на борту в тот день, написал книгу «Испытание: испытание USS Enterprise», основанную на официальных материалах расследования и личных воспоминаниях.

Авианосец продолжил службу, совершив в общей сложности 25 походов. Свой последний восьмимесячный поход он завершил 4 ноября 2012 года, а 1 декабря того же года был официально выведен из состава флота, завершив более чем полувековую эпоху.

Авианосец Fire Deck Aviation Navy Long Post US Fleet 12

Больше интересных статей здесь: Наука и техника.

Источник статьи: Пожар на "Энтерпрайзе".