Рождение иранских ВВС: первые крылья Персии (1924-1949)

Статья представляет собой перевод работы Леннарта Андерссона, посвященной становлению гражданской и военной авиации в Иране (Персии) в период с 1924 по 1949 годы. Это первая часть исторического обзора.

История начинается с поставки в 1924 году двух самолетов Junkers F 13 советского производства. Эти машины, обычно пассажирские, были необычно оснащены пулеметной турелью. В тот же период в ВВС Персии появились и самолеты Junkers W 33, с которых бомбы сбрасывались довольно примитивным способом — скатываясь по деревянному пандусу через дверь кабины. Один из таких рейсов в декабре 1929 года, под управлением немецкого пилота Мартина Генихена, едва не закончился катастрофой сразу после взлета в Ширазе, когда самолет, загруженный бомбами и топливом, совершил вынужденную посадку на брюхо.

Другой инцидент едва не стоил жизни бортмеханику Адольфу Бёме. Во время полета на W 33 он провалился через незакрепленный люк в полу кабины и чудом удержался, ухватившись за край отверстия, в то время как его ноги болтались снаружи фюзеляжа. Эти драматические эпизоды служат ярким вступлением к сложной и малоизвестной истории авиации в Персии, переименованной в Иран в 1935 году.

Зарождение военно-воздушных сил

Создание персидских ВВС происходило в непростой политической обстановке. После вывода советских (1921 г.) и британских войск страна в декабре 1925 года была провозглашена шахством под властью Реза-шаха Пехлеви. Первые попытки обзавестись авиацией были хаотичными. В 1921 году персидские войска захватили брошенный русский самолет в Реште. Армянский эмигрант по имени Никола, научившийся летать в Америке, попытался восстановить его в Тегеране, но в итоге машина сгорела.

Правительство рассматривало закупки в разных странах. После неудачных переговоров со шведской стороной и демонстрации британских DH.9A, которые власти проигнорировали, был сделан «нейтральный» выбор в пользу Франции. В январе 1924 года прибыли два разведчика-бомбардировщика Breguet 14, а также учебные самолеты Potez VIII и Spad 42. Самолеты получили поэтические персидские названия: «Тагдир» (Судьба), «Огаб», «Шахин», «Хома» и «Симург» (мифическая птица). Однако набор в летную школу среди военных не вызвал энтузиазма, и несколько офицеров были отправлены на обучение в СССР.

Персидские офицеры-авиаторы, 1920-е гг.

Советское влияние и первые операции

Параллельно с французскими поставками развивалось сотрудничество с Советским Союзом. В мае 1924 года в Тегеран прибыли два советских разведчика Р-1 (копии британского DH.9A) с пилотами Васильченко и Лозовским, а следом — два вооруженных пулеметами Junkers F 13 с немецкими экипажами. Интересно, что советские самолеты летали на обычном автомобильном бензине из-за отсутствия авиационного топлива.

Начиная с 1924 года, в Иране было поставлено в общей сложности около 30 бипланов Р-1 советского производства.

На самолеты наносились национальные символы — лев и солнце, а также красно-бело-зеленые кокарды. Единых стандартов окраски не было: опознавательные знаки могли размещаться на крыльях, фюзеляже или руле направления. Уже в мае 1924 года новые самолеты были продемонстрированы иностранным представителям, а вскоре Breguet и Junkers F 13 отправились в Луристан для бомбардировки повстанцев, хотя их моральный эффект оказался невелик.

Авиация активно использовалась в внутренних конфликтах. В ноябре 1924 года Junkers F 13 разбился в пустыне во время перелета в Тегеран, экипаж чудом выжил и три недели шел пешком. К концу 1925 года парк персидских ВВС включал советские Р-1 и У-1, немецкие Junkers F 13 и A 20, а также французские Potez, Spad и Breguet. Самолеты базировались в Тегеране и Пехлеви, а экипажи состояли из интернациональной смеси французских, немецких и советских пилотов и механиков.

Лев и солнце на фюзеляже, как видно на этом Р-1, красно-бело-зеленые розетки на крыльях и на горизонтальном оперении, а также национальный флаг на руле направления.

Развитие и модернизация флота

В последующие годы парк пополнялся. В 1926 году для коронационных торжеств шаха была организована воздушная выставка. Самолеты активно применялись для подавления восстаний в Курдистане и других регионах, неся при этом потери. Политическое давление со стороны СССР, введшего эмбарго, заставило Персию искать новых поставщиков.

В 1928-1929 годах были закуплены новые советские Р-1 и У-1, что увеличило летную активность. Персидское правительство также проявило интерес к британским DH.9A, французским Potez 25 и, особенно, к немецким самолетам Junkers. Компания «Юнкерс» предложила масштабную программу поставок, включающую 32 легких бомбардировщика K 45 и 24 транспортных W 33 для формирования нескольких эскадрилий. Однако шах, помня неудачный опыт с французскими самолетами, отнесся к предложению скептически.

Первый командующий Персидскими ВВС Ахмед-хан Нахчеван. Служил ярко, не раз выживал в авиакатастрофах, дерзил шаху, часто снимался с поста командующего, но вскоре назначался вновь.

Тем не менее, в июне 1929 года были заказаны два Junkers W 33, которые немедленно включили в боевые действия против повстанцев. Эти самолеты, несмотря на примитивные методы бомбометания, стали популярны в войсках, в отличие от старых моделей, чьи бомбы часто падали на свои же позиции.

Этот двухместный Юнкерс А 20 стал вторым самолетом подобного типа в Иране. 1925 года.

Переход к современным самолетам и смена ориентиров

К началу 1930-х годов интерес сместился в сторону более современных конструкций. После поставки очередной партии советских Р-1 персы заинтересовались истребителем Туполев И-4 и разведчиком Р-3, а затем и новейшим разведчиком-бомбардировщиком Поликарпова Р-5, который стал последним крупным заказом в СССР.

Одновременно началось активное сотрудничество с Великобританией. В 1932 году в качестве советника ВВС был приглашен английский капитан Элис Нордквист. Были закуплены учебные бипланы de Havilland Tiger Moth, для которых под Тегераном построили новый аэродром. Однако процесс обучения сопровождался инцидентами, включая столкновение двух «Тайгер Мотов» в воздухе.

Junkers W 33 с серийным номером J7 (иранскими цифрами).

В 1933-1935 годах Иран сделал крупную ставку на британскую технику, заказав 14 двухместных разведчиков Hawker Audax и 16 истребителей Hawker Fury. Из-за проблем с американскими двигателями Pratt & Whitney часть машин была оснащена британскими моторами Bristol Mercury и Pegasus. Эти самолеты составили костяк 1-го авиаполка в Кила-Мурге и ознаменовали новый этап в развитии иранских ВВС, которые стали называться Императорскими ВВС Ирана.

Breguet 19 перед поставкой в Персию. На фюзеляже виден серийный номер (292). На руле направления — эмблема в виде персидского льва и солнца, а также национальные цвета.

Тройка персидских «Тигровых мотыльков» на фоне горного пейзажа.

Один из этих самолетов сохраняется в Иране до наших дней.

Эскадрилья бомбардировщиков Hawker Audax на аэродроме близ Тегерана.

Международные связи укреплялись: в 1934 году звено персидских Audax участвовало в праздновании годовщины независимости Турции, а шаху был подарен турецкий учебный самолет Curtiss Fledgling.

1933 год, но этот тип не пользовался большой популярностью в Иране. Самолет № 33 готовится к взлету.

ПРОДОЛЖЕНИЕ СЛЕДУЕТ.

Обратите внимание: Музей Aeroscopia - авиационная сокровищница. Часть 2.

Больше интересных статей здесь: Наука и техника.

Источник статьи: Иранские орлы. Авиация Ирана, 1924-1949 гг. (Часть 1).