17 декабря 1997 года украинская авиакомпания «АэроСвит» выполняла регулярный пассажирский рейс по маршруту Киев — Одесса — Салоники (Греция). На тот момент компания, будущий авиационный гигант, только начинала свой путь и обладала всего одним самолетом Boeing 737-200. Для покрытия всех своих маршрутов (включая направления в Израиль, Грецию и Кипр) авиакомпании приходилось арендовать воздушные суда у других украинских перевозчиков.

Боинг 737 авиакомпании «АэроСвит»
В Одессе самолет был заменен на Як-42 авиакомпании «Львов Эйр». Причины замены разнятся: от технического сбоя до экономической целесообразности из-за низкого пассажиропотока. После трехчасовой задержки, связанной с заменой оборудования, советский лайнер с 62 пассажирами и 8 членами экипажа на борту наконец вылетел в Салоники.
Роковые ошибки при заходе на посадку
При заходе на посадку в аэропорт Македония в сложных ночных условиях экипаж дважды допустил критическое нарушение схемы захода. Вместо плавной «дуговой» траектории самолет оказался на границе аэропорта на высоте около 500 метров и продолжил полет, потеряв ориентировку. Диспетчер заметил отклонение и рекомендовал вернуться к стандартной процедуре захода по системе VOR/DME-ILS.
VOR — это радиомаячная система для определения направления, а ILS (Instrument Landing System) — система курсо-глиссадного маяка, позволяющая выполнять посадку по приборам в условиях плохой видимости.

Приборная панеть самолета Як-42
В кабине царила растерянность. Экипаж, дезориентированный в пространстве, запросил у диспетчера направление, но связь была плохой. Самолет продолжал удаляться от аэропорта. Диспетчер подхода дал команду на набор высоты до 1800 метров и уход в северную зону ожидания.
Хаос в кабине и неверные решения
Путаница только усугублялась. Помимо штатного экипажа, в кабине находился пилот-инструктор. Его вопрос «Куда?» вызвал раздражение у бортинженера. Экипаж пытался настроить навигационное оборудование, но их диалоги в переговорах свидетельствуют о полной потере ситуационной осведомленности. Они спорили о курсах, настройках маяков и своем местоположении.
В это время для поддержания высоты были выпущены закрылки на 20°, что, однако, затрудняло дальнейший набор высоты по команде диспетчера. Пилот-инструктор в отчаянии обратился к командиру: «Обратитесь, пожалуйста, обратитесь... Я не могу...».

Як-42 авиакомпании «Львовские авиалинии»
После повторных запросов диспетчер дал разрешение на снижение до 1067 метров (3500 футов) и заход на посадку по ILS. Позже именно диспетчер будет признан греческим судом одним из виновных в трагедии. У него была возможность запросить помощь у военной радиолокационной станции на соседней базе Седес, которая имела полный круговой обзор, но этого сделано не было.
Экипаж, все еще не понимая своего положения, продолжал метаться между настройками оборудования. В кабине раздался сигнал предупреждения о близости земли (EGPWS). Звучали панические реплики:
Э: «Продолжай карабкаться, карабкаться, пожалуйста!»
Э: «На панели горит индикатор опасности на земле».
Э: «Скажи мне, на сколько ты залез?»
Трагический финал и его последствия
Самолет врезался в склон горы Пенте Пигадия на высоте 1005 метров, в 72 километрах от аэропорта назначения. Все 70 человек на борту погибли. Диспетчеры еще 20 минут пытались выйти на связь. Место катастрофы было обнаружено с воздуха лишь спустя трое суток из-за сложных погодных условий. Во время поисковых работ разбился самолет C-130 ВВС Греции, погибли 5 человек.

Место катастрофы Як-42
Официальное расследование в Греции возложило основную ответственность на экипаж, указав на недостаточную подготовку и квалификацию, а также на несообщение о потере ориентации. Украина с этими выводами не согласилась, сославшись на нарушения в процедуре расследования.
Среди других причин катастрофы называлась неточная информация на схеме захода о наличии военного радара, что создавало у экипажей ложное впечатление о возможности радиолокационного наведения в этом аэропорту.
Впоследствии между «АэроСвитом» и «Львовскими авиалиниями» возникли судебные тяжбы о том, кто являлся фактическим перевозчиком. Также выяснилось, что по условиям контракта замена Boeing 737 на Як-42 была недопустима.
Обратите внимание: "Белая мгла" и дважды выживший в катастрофах.
Расследование авиакатастрофы в Telegram:
https://t.me/rumayday
[Мой] Гражданская Авиация Полет Аэропорт Самолет Як-40 Салоники Греция Катастрофа Авиакатастрофа Longpost Украина 6Больше интересных статей здесь: Наука и техника.
Источник статьи: "Дотягивай, дотягивай пожалуйста" Катастрофа украинского Як-42 под Салониками.