Многие, вероятно, видели в интернете нашумевшее видео, где пассажир, осматривая самолет Ан-2, называет его «чертолетом» и с тревогой говорит о предстоящем полете. Это предчувствие оказалось пророческим.
Хронология событий
Авиационное происшествие, ставшее впоследствии известным как «история с чертолетом», случилось 20 февраля 2020 года в Магадане. Самолет Ан-2, выпущенный еще в 1985 году польской компанией PZL-Mielec, несмотря на солидный возраст, находился в удовлетворительном техническом состоянии, а его обслуживание проводилось в полном соответствии с регламентами.
На борту находились 12 пассажиров и 445 кг багажа. Важно отметить, что 10 пассажиров не были пристегнуты ремнями безопасности. Багаж и пассажиры были размещены неправильно: часть груза находилась в районе 7-го шпангоута, а один из пассажиров расположился у грузопассажирской двери.

Тот самый борт, Ан-2, попавший в аварию.
В 10:32 по местному времени самолет начал взлет. Однако сразу после отрыва от земли он начал неестественно задирать нос, несмотря на попытки экипажа парировать это движение штурвалом «от себя» до упора.
Свидетельства экипажа и развитие ситуации
Из протокола опроса командира воздушного судна (КВС): «Через 5–7 секунд после отрыва появился крен, и самолет начал задирать нос. Я взял штурвал на себя до упора, но кабрирование (подъем носа) сохранилось. Попытка убрать газ, как рекомендуют в таких ситуациях, не помогла — все происходило слишком быстро».
Самолет продолжал задираться, достиг критических углов атаки и вошел в сваливание — состояние, при котором он теряет подъемную силу.
Обратите внимание: «Белая мгла» и дважды выживший в катастрофах.
С левым креном самолет начал снижаться и врезался в землю. Перед самым столкновением КВС успел перекрыть подачу топлива и отключить электросистему, чтобы снизить риск пожара. Пассажиры получили травмы различной тяжести, а самолет был серьезно поврежден.
Место падения Ан-2 после аварии.
Расследование и выводы комиссии
Изначально комиссия рассматривала версию об отказе двигателя или системы управления, но неисправностей обнаружено не было.
Тогда внимание переключилось на организацию полета. Расследование установило грубые нарушения. Во-первых, багаж был размещен не на штатных местах, а вдоль прохода между креслами и на задних пассажирских сиденьях. Пассажиры не были рассажены по местам, указанным в документах, а занимали любые свободные.
КВС неправильно рассчитал взлетный вес и центровку самолета. Фактический вес багажа (445 кг) был больше учтенного (150 кг), а общая взлетная масса превысила максимально допустимые для Ан-2 5500 кг. Кроме того, пассажирское кресло №1 было демонтировано, и на его месте (в районе 5–6 шпангоутов) находилось около 200 кг груза. Еще часть багажа (около 93 кг) находилась в хвостовой части (район 12–15 шпангоутов). Один из пассажиров и вовсе покинул свое кресло №6 и переместился в хвост для съемки взлета на телефон.

Схематичное изображение размещения пассажиров и багажа в салоне перед взлетом.
Ключевой причиной катастрофы стало критическое смещение центровки назад. Это произошло из-за неправильного распределения веса, а также из-за того, что непристегнутые пассажиры и незакрепленный багаж сместились в хвост во время взлета. В пассажирской кабине не было ограничительных ремней для груза, а экипаж не проконтролировал этот процесс.
Что говорится в инструкции
В Руководстве по летной эксплуатации (РЛЭ) Ан-2 четко указана опасность такой ситуации: «После отрыва самолета, особенно с задней центровкой, может возникнуть такое кабрирование, которое невозможно парировать даже полным отклонением штурвала от себя... Если вовремя не принять мер, самолет может кабрировать до срыва в штопор».
Итоговый вывод комиссии: Ан-2 вышел на закритические углы атаки и сорвался в штопор из-за превышения максимальной взлетной массы и предельно задней центровки. Это стало следствием неконтролируемого экипажем размещения багажа и пассажиров, а также их несанкционированного перемещения во время взлета при отсутствии креплений для груза.
Расследования авиакатастрофы в Telegram:
https://t.me/rumayday
[моё]Гражданская 217Больше интересных статей здесь: Наука и техника.
Источник статьи: «На вот этом чертолете мы летим убитом» Авария Ан-2 в Магадане.