Танк TAM: история аргентинского основного боевого танка на немецкой базе

Предпосылки создания

К 1970-м годам Аргентина столкнулась с серьёзной проблемой в танковом парке. После Второй мировой войны основу её бронетанковых войск составляли американские «Шерманы», которые к тому времени не только морально устарели, но и стали чрезвычайно сложными в обслуживании из-за износа и нехватки запчастей. Стране требовалась современная замена, и было принято решение о разработке собственного основного боевого танка (ОБТ), который соответствовал бы требованиям времени.

Немецкие корни проекта

В 1974 году аргентинское правительство обратилось к западногерманской компании «Thyssen-Henschel». Задача была амбициозной: создать новый средний танк, используя в качестве основы шасси проверенной немецкой боевой машины пехоты (БМП) «Marder». Немецкие инженеры оперативно справились с заданием, и вскоре в Аргентину были доставлены три опытных образца для испытаний.

Производство и судьба танка

Планы были грандиозными: серийное производство должно было развернуться на специально построенном заводе, с общим заказом на 512 единиц техники. Первый прототип, получивший название TAM (Tanque Argentino Mediano — «Аргентинский средний танк»), был готов в 1976 году, а на вооружение его официально приняли в 1983-м.

Однако реальность оказалась скромнее планов. За всё время работы завода TAMSE (Tanque Argentino Mediano Sociedad del Estado) было выпущено лишь около 200 машин. Хотя танк проходил испытания в Перу и Панаме и вызывал определённый интерес у потенциальных заказчиков, новых контрактов так и не последовало. В итоге, в 1995 году программа была свёрнута, а завод закрыт.

Конструктивные особенности TAM

Как и планировалось, TAM унаследовал ходовую часть от БМП «Marder». Компоновка была классической: механик-водитель располагался в передней части корпуса, смещённый влево, а справа от него находились двигатель и трансмиссия. Для повышения уровня защиты при относительно небольшой массе лобовой бронелист корпуса был установлен под большим углом наклона. Корма корпуса и башни, а также борта были более пологими.

В кормовой части корпуса размещалась полностью сварная башня на трёх человек: командира, наводчика и заряжающего.

Вооружение и защита

Основным вооружением танка стала 105-мм нарезная пушка, спаренная с 7.62-мм пулемётом. Ещё один такой же пулемёт устанавливался на крыше башни в качестве зенитного. Бронезащита, выполненная из катаной стали, была слабым местом машины. По этому параметру TAM заметно уступал современным ему основным боевым танкам, таким как немецкий «Leopard 1» или французский AMX-30.

Закат проекта

Немецкая сторона предлагала варианты модернизации TAM, включая усиление брони и установку более мощного двигателя. Однако эти планы так и не были реализованы. Танк был снят с вооружения Аргентины в 1995 году, поставив точку в истории этого амбициозного, но не до конца удавшегося проекта по созданию национального ОБТ.

Больше интересных статей здесь: История.

Источник статьи: Там или как Аргентина захотела обт.