26 февраля 1988 года пассажирский самолет Ту-134 Белорусского управления гражданской авиации, следовавший по маршруту Минск-Куйбышев-Тюмень-Сургут, потерпел катастрофу при заходе на посадку в аэропорту Сургута. Это событие стало трагическим итогом целой серии нарушений и ошибок, допущенных как экипажем, так и наземными службами.

Рисунок-134
Опытный экипаж и фатальная усталость
Экипаж, выполнявший этот рейс, обладал значительным летным опытом. Командир воздушного судна, 54-летний подполковник Саврович, имел общий налет 17 614 часов. Его первый помощник, 50-летний Шунейко, налетал 10 958 часов, а 37-летний штурман Зехов — 7448 часов. Наименее опытным был бортмеханик Ярошевич. Несмотря на высокую квалификацию, фактор усталости сыграл роковую роль. После ночного перелета из Тюмени в Сургут экипаж был измотан. Во время последнего этапа полета пилоты пытались взбодриться кофе и разговорами, что, однако, не могло компенсировать накопившуюся усталость и снижение концентрации.
Стремление к экономии и нарушение регламентов
Запрашивая посадку на курсе 71°, противоположном стандартному дневному направлению, экипаж руководствовался желанием сэкономить время и топливо. В условиях начавшейся в СССР перестройки и внедрения элементов хозрасчета такая экономия поощрялась материально. Это стремление повлияло и на решение диспетчера, который дал разрешение на кратчайший маршрут, но при этом не организовал метеорологическое наблюдение и не проинформировал наземные службы об изменении схемы захода. Таким образом, уже на этапе планирования посадки были допущены первые серьезные нарушения.
Отказ оборудования и неверная информация
Во время предпосадочной подготовки выяснилось, что курсовой радиомаяк на посадочном курсе 71° не работает. Штурман, не проверив позывные, изначально предоставил экипажу ложную информацию о его исправности. Обнаружив неисправность, он запросил ее устранение, но диспетчер захода на посадку предложил выполнить заход с использованием посадочного радара (ПРЛ). Экипаж согласился, хотя это означало больший объем ручной работы для пилотов и повышенную нагрузку в условиях плохой видимости.
Заход в «молоко» и потеря пространственной ориентации
Снижение происходило в сложных метеоусловиях. Самолет заходил на посадку над водохранилищем ГРЭС, от которого из-за мороза поднимался густой пар. Дополнительную дымку создавали выбросы близлежащих заводов. В результате экипаж оказался в так называемой «белой мгле» — однородной белой пелене, лишающей пилотов визуальных ориентиров. Включенные фары создавали лишь световую завесу, и их пришлось выключить. Самолет летел практически вслепую.

Кабина Ту-134
Критическая цепь бездействия
Наступил самый ответственный момент — прохождение высоты принятия решения (100 метров). Согласно правилам, если к этому моменту пилот не установил визуальный контакт с огнями приближения или ВПП, он обязан уйти на второй круг. Однако здесь произошла серия фатальных сбоев:
- Штурман не доложил о достижении критической высоты.
- Командир, не видя полосу, не отдал команды на уход.
- Второй пилот, обязанностью которого является контроль действий командира, бездействовал.
- Бортмеханик не информировал экипаж о точной высоте.
Обратите внимание: "Белая мгла" и дважды выживший в катастрофах.
Последние секунды полета
Когда радиовысотомер подал сигнал «опасная высота», командир попытался выровнять самолет. В этот момент диспетчер сообщил: «Удаление 500, взлетно-посадочная полоса перед вами». Командир, вероятно, услышал только вторую часть фразы и, решив, что полоса близко, резко увеличил вертикальную скорость снижения. На самом деле самолет находился на высоте всего 40 метров и в стороне от ВПП. Пилоты, дезориентированные в белой мгле, ошибочно приняли за взлетно-посадочную полосу заснеженную грунтовую дорогу.

Аэропорт Сургут
Катастрофа и ее последствия
В 06:07 самолет с огромной вертикальной перегрузкой врезался в землю. Конструкция начала разрушаться, оторвалось правое крыло с двигателем. От удара и последовавшего пожара, вызванного возгоранием пролитого топлива, погибли 20 человек: второй пилот, две бортпроводницы и 17 пассажиров. Остальные 28 человек на борту получили тяжелые травмы и отравления продуктами горения.

на месте катастрофы
Выводы комиссии
Расследование установило, что непосредственной причиной катастрофы стало безрассудное продолжение снижения ниже высоты принятия решения без визуального контакта с ориентирами. Командир экипажа грубо нарушил основные постулаты безопасности полетов. Также были отмечены серьезные системные проблемы:
- Нарушения со стороны авиадиспетчерской службы: диспетчер разрешил заход на нерабочий курс без обеспечения его метеорологическим и радиотехническим сопровождением.
- Вопросы управления персоналом: комиссия указала на отсутствие учета возрастного фактора и снижения работоспособности при длительных ночных полетах у пилотов старшего возраста.
Ту-134 разбился в Самаре при аналогичных обстоятельствах
Расследование авиакатастрофы в Telegram:
https://t.me/rumayday
Гражданская Авиация Полет Самолет Аэропорт Авиация США Советский Союз Катастрофа Авиакатастрофа Сургут Длинная Статья 3
Больше интересных статей здесь: Наука и техника.
Источник статьи: Безрассудное продолжение снижения. Катастрофа Ту-134 в Сургуте.