Дело Изобель Гоуди: исповедь ведьмы, не требующей пощады

В холодной церкви юная Изобель Гоуди задрожала, когда рука элегантного незнакомца коснулась ее шеи. Этот момент, описанный ею много лет спустя, стал отправной точкой в истории, полной ужаса и загадок. «Что вы делаете, сударь? Мы ведь в святой церкви!» — прошептала она, чувствуя, как подкашиваются ноги. В ответ прозвучала ледяная усмешка и слова, которые навсегда врезались в ее память: «Не переживай, дитя, глаза Иисуса видели и не такое».

Иллюстрация к истории.

Жизнь на шотландском хуторе

Изобель Гоуди появилась на свет в 1632 году в шотландском Моришире, в семье бедных крестьян. Для родителей лишний рот был обузой, поэтому они стремились поскорее выдать дочь замуж. В тринадцать лет судьба девочки была решена: отец привел в дом крестьянина Джона Гилберта. После недолгих переговоров за пинтой сидра Изобель покинула родной дом, чтобы начать новую жизнь с мужем.

Молодая пара поселилась недалеко от озера Лох-Лохи, в двух милях от городка Олдерн. Джон Гилберт работал коттарием — батраком у местного землевладельца, за что имел право жить в небольшом доме с клочком земли. Вероятно, они обвенчались в церкви Олдерна, хотя официальных записей об этом не сохранилось — позже Изобель всегда называла Джона своим мужем.

Несмотря на то, что девушка не умела ни читать, ни писать, природа наделила ее живым умом, ярким воображением и даром красноречия. Однако в повседневной жизни эти таланты были невостребованы. Дни Изобель проходили в тяжелом крестьянском труде: она пряла, доила коров и коз, пекла хлеб и ухаживала за огородом. Детей у пары не было, и их жизнь текла в уединении, далеком от городской суеты.

Тень охоты на ведьм

Затворничество Гилбертов объяснялось не только работой. Отношение к рыжеволосой красавице Изобель в Олдерне было настороженным, а порой и враждебным. В те годы Шотландию захлестнула новая волна охоты на ведьм, пик которой пришелся на период после казни короля Карла I в 1649 году. Неурожаи, вызванные суровым климатом, искали объяснения в происках дьявольских сил.

Чаще всего под подозрение попадали одинокие женщины, те, чья репутация вызывала пересуды, или, как в случае с Изобель, обладательницы яркой, «дьявольской» внешности. В одном только Олдерне по обвинению в колдовстве было казнено как минимум шесть женщин. Зимой 1662 года очередь дошла и до Изобель Гоуди.

Ричард Уэйтт «Птичница». Шотландия, 1706 год.

Арест и необычное признание

Изобель арестовали на ее хуторе и доставили в Олдерн. Ее обвинили в колдовстве, направленном против местного мэра Гарри Форбса. По одной из версий, чиновник когда-то домогался молодой крестьянки, но получил отпор, и теперь мстил, используя свое положение.

Женщину поместили в одиночную камеру тюрьмы Толбут, которая, впрочем, была сухой и относительно теплой. В апреле 1662 года начался суд. И здесь произошло нечто невероятное: едва представая перед судьями, Изобель Гоуди без всякого принуждения заявила: «Я — ведьма!».

Судья, пораженный таким чистосердечием, поинтересовался у тюремщиков, применялись ли к подсудимой пытки. Ответ был отрицательным. Это был беспрецедентный случай — впервые обвиняемая добровольно, без давления и страха, признавалась в связи с темными силами.

Исповедь перед судом

Коллегия потребовала подробностей, и рассказ Изобель поверг зал в ужас. Женщина описала свою первую встречу с Дьяволом, произошедшую еще в 1647 году во время церковной службы. По ее словам, это был «элегантный господин в сером одеянии, высокий, черный и волосатый». Он держал в руках черную книгу, потребовал отречься от Христа, а затем, наклонившись, высосал немного крови из ее шеи, нарисовал там круг и нарек новым именем — Джанет.

Спустя два дня, как утверждала Изобель, этот же «господин» явился к ней снова и овладел ею прямо в постели, пока рядом спал ее муж Джон. В последующие годы визиты повторялись. Судья, завороженный рассказом, требовал все новых и новых деталей, так что первое заседание затянулось до самого вечера.

На следующий день исповедь продолжилась.

Обратите внимание: Иктоми — «коллега» Ананси.

Изобель описала шабаш, на который ее возил сатана, и свое умение превращаться в животных — кошку, зайчиху, собаку. Она также поведала о других демонах, являвшихся в облике оленей и быков. Ее откровенные физиологические описания вызывали у слушателей шок и отвращение.

Питер Бинсфельд «Ведьмовство», 1540 год.

По словам Гоуди, именно ведьмы были виноваты в неурожаях: они заставляли армии жаб вспахивать землю «крошечными плугами», что губило плодородие. Колдуньи портили детей с помощью кукол и убивали людей невидимыми заколдованными стрелами, которые поражали сердце.

«Сожгите меня!»

Самым потрясающим в этой истории было то, что Изобель, полностью признавая свою вину, сама требовала для себя самой суровой кары. Она заявляла судьям: «Я не заслужила того, чтобы вот так безнаказанно сидеть здесь среди вас. Гораздо в большей степени мне подходит быть разложенной на железной скамье пыток».

Для судейской коллегии это было в новинку. Обычно обвиняемые в колдовстве всеми силами отрицали свою вину и признавались лишь под пытками. А здесь — молодая женщина, которая, не моргнув глазом, умоляла: «Я — ведьма, сожгите меня!».

Несмотря на исчерпывающие, с точки зрения суда, доказательства, местный суд Олдерна не решился вынести приговор. Все материалы дела были отправлены на рассмотрение в Тайный совет в Эдинбурге.

Загадочный финал

Чем закончилась история Изобель Гоуди — до сих пор остается тайной. Решение Тайного совета неизвестно, что само по себе странно, ведь итоги других аналогичных процессов, как правило, документировались — и почти всегда это был смертный приговор.

Возможно, Изобель разделила участь сотен шотландок и была сожжена на костре. Но есть и другая, более обнадеживающая версия: совет мог счесть ее признания плодом больной фантазии или бредом сумасшедшей и помиловать женщину, отправив обратно к мужу на хутор.

«Ведьма». Иллюстрация из 5 тома серии книг «Живописная Россия», 1897 г.

Взгляд из настоящего

Современные исследователи, анализируя показания Изобель, склоняются к мысли, что она могла страдать психическим расстройством. К этому добавлялись общая атмосфера истерии, ее богатое воображение и несомненный талант рассказчицы.

Скорее всего, история о «встрече с Дьяволом» в церкви — это зашифрованное описание реального преступления, совершенного над девочкой-подростком взрослым мужчиной. Возможно, это был священник или человек из высшего общества. Фантазии о сатане могли стать защитной реакцией психики на тяжелейшую психологическую и физическую травму.

В жестокие времена, когда царили суеверия и страх, на скамье подсудимых оказалась жертва, а не настоящий преступник. Тот самый «элегантный господин» остался безнаказанным. Нам, живущим в XXI веке и понимающим, что ведьм не существует, остается лишь надеяться, что бедной Изобель все же позволили вернуться к тихой жизни с мужем в домике у озера Лох-Лохи.

Дорогие читатели! В издательстве АСТ вышла моя вторая книга под названием «Узницы любви: „От гарема до монастыря. Женщина в Средние века на Западе и на Востоке“».

Хочу предупредить: это жесткое и честное повествование, в котором встречаются сцены насилия и другие мрачные стороны эпохи. Я сознательно отказался от романтизации Средневековья, стремясь показать его таким, каким оно было — миром, где жестокость часто становилась нормой. Но этому миру противостоят вечные ценности: дружба, благородство и, конечно, Любовь. В конечном счете, это книга именно о ней.

Кстати, моя книга о русских женщинах в истории получила дополнительный тираж, что не может не радовать!

Приглашаю вас также подписаться на мой телеграм-канал, где я делюсь интересными историческими фактами, размышлениями об искусстве, литературе и жизни: https://t.me/istoriazhen

Всегда ваш,
Василий Грусть.

P.S. Буду искренне благодарен за вашу поддержку в виде донатов. Сейчас я в поиске работы, и такая помощь очень вдохновляет и позволяет продолжать писать.

Больше интересных статей здесь: История.

Источник статьи: «Я — ведьма, сожгите меня», — молила она.