К 2004 году Талибан, движение, считающееся террористическим и запрещенное Россией, наконец оправилось от своего первоначального поражения, вступило в фазу партизанской войны и фактически усилило свое присутствие на юге Афганистана. Коалиция Международных сил содействия безопасности, международный контингент под руководством НАТО, с одобрения Совета Безопасности ООН начала расширять свои обязанности за пределы Кабула. Это требует укрепления баз и расширения логистики по всему Афганистану.
Основной маршрут перевозки грузов и военнослужащих в горных странах, где нет нормальных дорог, — воздушный. Но разрушенные самими силами коалиции аэродромы и устаревшие системы навигационного управления не позволяли в полной мере использовать транспортную авиацию НАТО. Поэтому к этой работе были привлечены «грузовики» советской частной авиации. Советские инженеры заложили автономность, долговечность и простоту в самолеты, предназначенные для советской военно-транспортной авиации, что «сыграло на руку вчерашним потенциальным противникам.
Молдавская компания «Airline Transport Inc.» В конце 2004 года имела внушительный парк «грузовиков», выполняющих рейсы на Ближний Восток. Самолет Ил-76ТД (регистрационный номер ER-IBM) был зафрахтован 29 декабря 2004 года для перевозки грузов гуманитарной помощи из Биллунда (Дания) в Кабул (Афганистан) с дозаправкой в Баку (Азербайджан).
та же доска
При планировании вылета из Баку видимость в Кабуле составляет 3000 метров. Ожидается, что видимость ночью упадет до 1200 метров из-за снегопада и дымки. Не обращая внимания на информацию о том, что прогноз не соответствовал минимальным погодным условиям в Кабуле (5000 метров), капитан принял решение взлететь утром 30 декабря 2004 года.
По мере приближения к Кабулу экипаж неоднократно спрашивал о погодных условиях в аэропорту. В ответ ему сказали:
«Скорость ветра 340 градусов, 4 узла, видимость 2000 метров, облачность 5-7 баллов на высоте 3000 метров, ясность 1-2 балла на высоте 480 метров, давление воздуха 1020 гПа».
Экипаж начал предпосадочные маневры на крутой глиссаде, выпустив все, что можно было использовать для замедления самолета в воздухе, включая интерцепторы. Характеристики этого упражнения представлены в статье «Афганский подход
Следует также отметить, что Кабул находится в «каменном мешке». Поэтому при изменении направления и скорости ветра погода там может измениться за считанные минуты. По мере приближения экипажа ветер изменил направление, и с севера надвинулись низкие облака. При кратковременном тумане видимость снижается до 500 метров. Однако никакой информации об этом экипаж не получил и продолжил снижение.
На высоте 310 метров и 4230 метров от порога ВПП при развороте налево по команде капитана закрылки были выпущены в посадочное положение - 43 градуса. В сильном тумане командир принял бетонную площадку с правой стороны за конец взлетно-посадочной полосы. Затем он увеличивает вертикальную скорость и уходит ниже глиссады. Нырнув под нижнюю кромку облака и увидев ее истинное положение относительно трассы, он попытался выровнять машину. Самолет повернул налево. КВС выдает команду на увеличение режима взлета. Но неубранный спойлер и инерционность двигателя сделали исправление ситуации невозможным.
аэропорт Кабула
Самолет столкнулся с препятствием слева от оси взлетно-посадочной полосы на расстоянии 910 метров и скорости 230 километров в час. Силой удара оторвало заднюю тележку основного шасси, а подпрыгнувшие колеса пробили грузовой люк и повредили заднюю часть фюзеляжа. К счастью, хвостовой руль остался цел. Поверните левое переднее основное шасси в нейтральное положение.
Ил-76 с удлиненным шасси
КВС запросил уход на второй круг и удаление шасси и механизации. Двигатель уже находится во взлетном состоянии и имеет достаточную тягу для взлета.
Обратите внимание: И снова посадка в кукурузном поле!.
Обе «прокачивающие» гидросистемы способны лишь незначительно уменьшить угол выпуска закрылков и предкрылков во взлетную конфигурацию.Экипаж этой же компании в это время находился на взлетной полосе кабульского аэропорта. Он заметил проезжающую мимо поврежденную машину. Услышав в воздухе о намерении повторить заход на посадку, наземный экипаж немедленно связался с аварийным самолетом по радио. Коллеги изложили пилоту характер повреждений самолета и сообщили о ситуации руководству компании по спутниковой связи.
По расчетам, в такой конфигурации и увеличенных режимах работы двигателя заправленный в Баку запас топлива позволял набрать высоту и пересечь горы в Узбекистан. Однако авиационные власти Узбекистана отказались принять машины скорой помощи Термеза. Они сослались на погодные условия, а также на отсутствие средств. Таджикистан протягивает руку помощи. В аэропорту Душанбе объявили о подготовке к приему и экстренной посадке.
Сколько бы раз экипаж ни просматривал инструкции, он так и не нашел в них советов, что делать при приземлении, а при выходе из строя обеих гидросистем загорались только носовой фонарь и правая передняя стойка, а не пятёрка зеленые системы. Попытка визуально оценить положение шасси через открытую дверь едва не приводит к трагедии. Техника фактически затащили обратно в самолет за ремень безопасности.
Кабина Ил-76
Для проведения оценки экипаж запросил пропуск на взлетно-посадочную полосу в Душанбе. После визуального осмотра на земле выяснилось, что левая передняя основная стойка шасси, которая все еще беспомощно болталась в Кабуле, не пережила полет, а стала «подарком небес» кому-то на горе.
Все службы аэропорта Душанбе приведены в полную боевую готовность. Полоса обработана пеной. Позже это оказалось напрасным. Теперь все зависит от летного мастерства экипажа. В последний момент командир решил посадить машину на заснеженную грунтовую взлетно-посадочную полосу.
После приземления его осторожно балансировали на двух уцелевших стойках с выключенными двигателями, пока авиалайнер не остановился на левом крыле. Самолет пересек главную взлетно-посадочную полосу и остановился. Это было навсегда. Экипаж не пострадал. Полет окончен.
На видео запечатлен момент приземления:
Авиакатастрофы происходят из-за нескольких ключевых факторов, связанных с эксплуатационными недостатками авиакомпаний и поведением экипажа.
В ходе расследования выяснилось, что у всех двигателей превышен межремонтный и календарный срок службы. Это свидетельствует о том, что авиакомпания недостаточно контролирует летную годность воздушного судна.
На этапе приземления в Кабуле экипаж допустил несколько серьезных ошибок, которые стали решающим фактором катастрофы. Плохая координация и взаимодействие между экипажем привели к потере контроля над высотой. К тому моменту, когда командир осознал критичность ситуации и предпринял попытку увеличить тягу двигателей, время исправить ситуацию уже прошло. Кроме того, спойлеры не были вовремя удалены. Это приводит к столкновению с наземным препятствием.
В итоге метеорологическое обеспечение полета оказалось недостаточным. Погодные условия в целом оказались хуже, чем ожидалось, а видимость была хуже, чем ожидалось. Это создает дополнительные трудности для экипажей, которые не могут в полной мере оценить опасность ухудшения погодных условий.
Расследование авиакатастрофы в Telegram:
https://t.me/rumayday
[Моя] Авиация Самолет Аэропорт Рейс Афганистан Душанбе Таджикистан Ил-76 Пилот Кабул Авария Видео Длинный пост 8Больше интересных статей здесь: Наука и техника.
Источник статьи: Неудачная посадка Ил-76 и филигранное балансирование на двух стойках.