"Терпеть не могу приземляться, когда толком не видно, где мы!" Посадка любой ценой и катастрофа MD-82

1 июня 1999 года, поздно вечером. Плохая погода задержала рейс American Airlines McDonnell Douglas MD-82, направлявшийся в Литл-Рок, в аэропорту Далласа. В это время года в Техасе часто бывают грозы, но долгое ожидание утомительно для пассажиров и членов экипажа, которым приходится придерживаться строгого расписания, чтобы поддерживать эффективность авиакомпании.

Самолетом управляли опытный капитан Ричард Бушман, проработавший в American Airlines почти 20 лет, и второй пилот Майкл Оригел, недавно присоединившийся к авиакомпании, но ранее служивший в ВМФ и имевший опыт коммерческих полетов. Из-за задержки пилоты занервничали перед взлетом. Более того, их рабочее время подходило к концу, и если бы рейс не вылетел в течение часа, рейс пришлось бы отменить. Прочитав прогноз погоды, экипаж решил, что самолет успеет приземлиться в Литл-Роке до того, как разразится шторм.

та же доска. Источник: https://www.airhistory.net/photo/300364/N215AA

Наконец, в 22:40, почти на два часа позже, MD-82 вылетел из Далласа.
Вскоре пришел диспетчер:

«Сейчас возле Литл-Рока на радаре большая дыра, грозовые тучи слева и справа, а над Литл-Роком ясно — как в боулинге",

Он также добавил, что облака движутся быстро и могут помешать приземлению, посоветовав прибыть как можно скорее.

Несмотря на ухудшающуюся погоду и постоянную молнию, атмосфера в кабине в тот момент была спокойной, и пилоты даже шутили. Примерно в 130 километрах от аэропорта Бушман оповестил пассажиров о том, что самолет собирается снизиться, и обратил их внимание на захватывающее зрелище – сильную грозу.

В 23:39 диспетчер предупредил экипаж о сдвиге ветра и его изменении направления, после чего им пришлось изменить взлетно-посадочную полосу так, чтобы ветер был встречным для посадки. В результате самолет отклонился от аэропорта на несколько минут, а экипаж из-за особенностей курсового радиомаяка не смог увидеть развивающуюся над ним ситуацию. Когда самолет развернулся, над взлетно-посадочной полосой разразилась гроза.

В 23:44 второй пилот сообщил, что экипаж больше не видит взлетно-посадочную полосу и не может выполнить визуальный заход на посадку, после чего посадка по приборам была разрешена.

аэропорт Литл-Рок

В 23:49 диспетчер передал последний прогноз погоды перед приземлением МД-82. Согласно этому, стало известно, что при посадке в условиях ограниченной видимости боковой ветер превысил допустимое значение для этого типа самолета. Мокрая трасса. Самолет сильно трясло. Сильный дождь день ото дня ухудшал видимость, и на момент приземления видимость упала до 480 метров, что было намного ниже официального минимального уровня! Капитан Бушмен начал выходить из себя:

«Ненавижу приземляться, когда не видно, где мы находимся!"

Но, несмотря на плохую видимость, сильный боковой ветер и два сообщения о сдвиге ветра, экипаж не отказался посадить самолет в Литл-Роке и продолжил заход на посадку.

В 23:50 самолет коснулся взлетно-посадочной полосы и вылетел за пределы взлетно-посадочной полосы на скорости 160 км/ч. Он пробил защитную берму, демонтировал несколько элементов курсового радиомаяка и столкнулся с конструкцией, предназначенной для поддержки огней подхода к взлетно-посадочной полосе, которая простиралась до реки Арканзас.

Обратите внимание: "Белая мгла" и дважды выживший в катастрофах.

Обычно такие конструкции были бы слишком хрупкими, чтобы выдержать такой удар, но поскольку сигнальные огни располагались на неустойчивых берегах реки, их надежно закрепляли. Удар о конструкцию раздробил нос самолета и разрушил левую часть фюзеляжа от кабины до первых двух рядов сидений. В результате самолет разорвался на две части и остановился недалеко от берега реки.

В результате крушения погибли 10 пассажиров и главный оператор Ричард Бушман. Сорок пять человек, включая второго пилота Майкла Оригре, получили серьезные ранения.

на месте катастрофы

Расследование причин аварии проводит Национальный совет по безопасности на транспорте (NTSB). В сообщениях говорится, что причиной катастрофы стали многочисленные ошибки пилота. В частности, они приземлились в сложнейших погодных условиях без каких-либо убедительных причин. Пилот также превысил ограничения по боковому ветру, предусмотренные для этого типа самолетов. При таком ветре, получив два предупреждения о сдвиге ветра, пилоту пришлось прекратить снижение и проследовать на запасной аэродром.

Кроме того, пилот слишком поздно начал подготовку к посадке, поторопился и пропустил несколько важных шагов. В частности, не активируется система автоматического открытия спойлеров, снижающая подъемную силу на крыльях и повышающая эффективность колесных тормозов. С ними самолет все равно покинет взлетно-посадочную полосу, но не ударится о стальную конструкцию. Пилот также забыл включить систему автоматического торможения. Когда все эти просчеты были обнаружены после контакта с взлетно-посадочной полосой, ни один пилот не попытался включить их вручную. Самолет приземлился практически без тормозов.

После того, как самолет начал выкатываться за пределы взлетно-посадочной полосы, оба пилота запаниковали и начали принимать меры, в результате чего ситуация серьезно ухудшилась. В частности, КВС открыл реверсоры тяги двигателей на уровень, значительно превышающий рекомендованный в РЛЭ МД-82, что привело к полной потере управления.

на месте катастрофы

После этой катастрофы и инцидента в Палм-Спрингс, когда другой аналогичный самолет выкатился за пределы взлетно-посадочной полосы из-за неисправности автоматической системы спойлеров, компания American пересмотрела свой контрольный список, требуя от пилотов подтверждения готовности спойлеров к автоматической работе перед приземлением их вручную.

Первоначально American Airlines не желала признавать, что пилот принял самостоятельное решение о посадке в таких условиях, обвиняя диспетчеров Литл-Рока и заявляя, что пилотам компании запрещено летать в такую ​​погоду. Однако исследования показывают, что это широко распространенная проблема: пилоты часто хотят добраться до места назначения и приземлиться любой ценой и не имея другого выбора, 2/3 пилотов летят в грозу, особенно если есть задержка. Они устали после 14-часового рабочего дня, аэропорт под ними, почему бы не попробовать, может получится...

Расследование авиакатастрофы в Telegram:

https://t.me/rumayday

[Мой] Самолет Аэропорт Авиация Полет Инцидент в гражданской авиации Авиакатастрофа Американский пилот Длинная статья Негативная 3

Больше интересных статей здесь: Наука и техника.

Источник статьи: "Терпеть не могу приземляться, когда толком не видно, где мы!" Посадка любой ценой и катастрофа MD-82.