Авария бывшего президентского Ил-62 в Домодедово: история самолета Горбачева и роковая ошибка экипажа

VIP-салон самолета Ил-62, который когда-то служил советским лидерам.

Легенда советского неба и ее странствия

Самолет Ил-62 по праву считается легендой советского авиастроения. Значительная часть выпущенных машин — около 30% — была экспортирована и использовалась авиакомпаниями разных стран, включая Кубу, КНДР, Румынию, ГДР, Анголу и Судан. Многие из этих лайнеров были VIP-версиями, сошедшими прямо со стапелей.

В СССР этот самолет долгое время выполнял роль "борта номер один" для высшего руководства. Однако после распада страны ситуация изменилась. В 1995 году Ил-62, который использовали Михаил Горбачев, а затем Борис Ельцин, был заменен на более современный Ил-96-300ПУ.

Судьба правительственного парка в 90-е

Неспокойные 1990-е годы с их финансовыми трудностями затронули и авиацию. Авиакомпании сталкивались с задержками зарплат, потерей квалифицированных кадров и были вынуждены продавать технику. Не стал исключением и бывший 235-й правительственный авиаотряд, переименованный в авиакомпанию "Россия". В числе прочего был продан и парк VIP-лайнеров Ил-62М.

Африканская одиссея бывшего "борта №2"

Главным героем нашей истории стал Ил-62М с бортовым номером RA-86554 (заводской № 4053514). Этот самолет, один из трех VIP-салонов, в начале 2000-х был продан компании Cen-Sad, связанной с Central African Airlines, и получил регистрацию в Буркина-Фасо.

Подобные операторы из Африки, Азии и Ближнего Востока, эксплуатировавшие советскую технику, часто обслуживали свои самолеты в Рас-аль-Хайме (ОАЭ). Там работали опытные специалисты из постсоветского пространства. Именно в этот техцентр отправились и три салонных Ил-62 для переоборудования.

Тот же самолет в 2000 году. Автор: Эдди. Источник: https://russianplanes.net/id57501

Бывший "воздушный командный пункт" советского руководства получил новую ливрею и роскошный интерьер, переоборудованный для лидеров стран Сахеля. К 2006 году требования к авиатехнике ужесточились, и для продления ресурса самолетам требовалась модернизация. После закрытия базы в ОАЭ единственным сертифицированным центром по ремонту Ил-62 оставался АТБ в Домодедово. Туда и направился наш лайнер.

Тот же самолет в 2004 году. Автор: Ендальцев Юрий. Источник: https://russianplanes.net/id152625

Роковая посадка в Домодедово

29 марта 2006 года в 20:45 Ил-62М, формально принадлежавший ливийской авиакомпании и управляемый российским экипажем, заходил на посадку в Домодедово. Заход получился неидеальным: скорость и высота были выше рекомендованных. Пройдя радиомаяк, самолет начал отклоняться от глиссады, и сработала сигнализация "Опасное сближение с землей".

Пройдя торец ВПП на высоте около 12 метров, самолет, наконец, приземлился. На высоте примерно 2 метра в кабине прозвучал диалог:

Командир (КВС): «Реверс».

Бортинженер (БИ): «Мы собираемся повернуть вспять?»

Обратите внимание: "Белая мгла" и дважды выживший в катастрофах.

Особенности кабины Ил-62 и цепочка ошибок

Кабина Ил-62. Рабочее место бортинженера (справа) было далеко не самым удобным.

На Ил-62 рабочее место бортинженера считалось одним из самых неэргономичных. У него не было гарнитуры внутренней связи — команды он слышал через громкоговоритель. Панели управления системами были разбросаны по кабине. Ответ командира на вопрос бортинженера на запись не попал. Бортинженер перевел рычаг управления реверсом (РУР) в положение "включен", но при этом не перевел рычаги управления двигателями №1 и №4 в режим максимальной реверсивной тяги. На Ил-62 РУР только открывает створки реверса, а сама тяга регулируется отдельными рычагами.

Спустя несколько секунд после касания ВПП на записи прозвучала команда "Реверс!", предположительно, от бортинженера, который подтверждал выполнение приказа. Однако вместо включения он, по всей видимости, отвлекся и... выключил реверс, переведя РУР обратно. Последовал знаменитый диалог:

КВС: «Я же тебе сказал реверс включить!»

БИ: «Я только что сделал перевод».

Фатальное непонимание и катастрофа

Бортинженер, не поняв, что он не включил, а выключил реверс, и не проверив индикаторы, решил, что двигатели работают на обратной тяге. Чтобы усилить торможение, он... перевел рычаги управления внешними двигателями во взлетный режим, а внутренние двигатели №2 и №3 вообще заглушил без команды. Вместо торможения самолет начал ускоряться.

Ил-62 промчался по оставшейся полосе и в 680 метрах от ее конца врезался в склон оврага. Шасси сломались, фюзеляж разломился на три части. Чудом весь экипаж из шести человек выжил, двое получили ранения.

Место аварии после происшествия.

Причины и последствия

Комиссия по расследованию указала на целый комплекс причин: усталость экипажа после длительной работы в Африке, недостатки в организации летной работы и подготовке в африканских авиакомпаниях того периода, а также сложную эргономику кабины Ил-62. Эта авария стала наглядным примером того, как цепочка мелких ошибок и недопонимания приводит к серьезному происшествию.

Место аварии спустя некоторое время. Автор: Антон Петров. Источник: https://russianplanes.net/id42025

Интересно, что после этой аварии в Домодедово прибыли еще три аналогичных VIP-Ил-62М, но они так и не прошли модернизацию, оставшись на хранении. Кстати, похожий инцидент из-за путаницы с реверсом произошел в Якутске в 1990 году. После этих случаев на старые самолеты стали устанавливать дополнительные индикаторы положения реверса на центральной панели.

Расследование авиакатастрофы в Telegram:

https://t.me/rumayday

Полет гражданской авиации Самолеты Аварии в аэропорту Михаил Горбачев Советский пилот Длинный пост 31

Больше интересных статей здесь: Наука и техника.

Источник статьи: "А я же тебе сказал реверс включи!" Авария Ил-62 Михаила Горбачева.