Существует распространенное мнение, что в западной авиации, особенно военной, с безопасностью полетов все в полном порядке. Однако реальность порой оказывается иной, что наглядно демонстрирует трагический инцидент, произошедший в Военно-воздушных силах США.
Роковой вылет на "кладбище" самолетов
2 мая 2018 года, около 11:27 по местному времени, военно-транспортный самолет WC-130H Hercules поднялся в воздух из международного аэропорта Саванна/Хилтон-Хед в штате Джорджия. Его конечной целью была база ВВС Дэвис-Монтан в Аризоне, известная как "кладбище" авиационной техники. Туда отправляли самолеты для консервации и утилизации. Этому "Геркулесу" было более 50 лет, и его ждала та же участь.

WC-130H «Геркулес"
Экипаж и техническое состояние
Состав экипажа и состояние самолета стали первыми звеньями в цепи роковых обстоятельств. За исключением командира воздушного судна (КВС), остальные члены экипажа имели минимальный опыт полетов на Hercules. Например, второй пилот был переквалифицирован в оператора погрузки и имел всего 17 часов налета в качестве пилота на этом типе самолетов. Сам КВС, хотя и был опытным пилотом с более чем 1200 часов на "Геркулесах" и имел квалификацию инструктора и экзаменатора, принял ряд фатальных решений.
Самолет около месяца простоял в Саванне, где проводилось техническое обслуживание. Особое внимание уделялось двигателю №1, который демонстрировал нестабильную работу — наблюдались колебания скорости на высоких режимах. Фильтр был заменен, но, как показали дальнейшие события, проблема решена не была.

База ВВС Дэвис-Монтан, складское оборудование

База ВВС Дэвис-Монтан, складское оборудование
Цепь ошибок при взлете
Перед вылетом экипаж выполнил предполетные процедуры, но командир принял спорное решение взлетать без остановки на исполнительном старте, хотя после технического обслуживания такая остановка рекомендуется для окончательной проверки систем.
Во время разбега проблемы с двигателем №1 проявились в полной мере: его обороты колебались и не выходили на стабильный взлетный режим. Несмотря на это, КВС продолжил взлет. Бортинженер доложил "Power Set" (тяга достигнута), хотя двигатель №1 так и не вышел на 100% мощности. Примерно за 8 секунд до отрыва его обороты и крутящий момент резко упали, что привело к значительной потере тяги на левой стороне самолета.
Самолет начало разворачивать влево. КВС, пытаясь парировать разворот, практически полностью выжал правую педаль, но ситуация ухудшалась. Падение оборотов двигателя до 65% осталось незамеченным экипажем. Три исправных двигателя продолжали разгонять машину, но скорость была ниже расчетной для отрыва. Вопреки логике и инструкциям, командир продолжил взлет.
Обратите внимание: "Белая мгла" и дважды выживший в катастрофах.
КВС взял управление на себя и, когда скорость была примерно на 10 км/ч ниже необходимой, все же поднял самолет в воздух. Машина оторвалась почти у самой границы взлетной полосы.

Хижина Геркулеса
Потеря управления и катастрофа
После отрыва командир приказал убрать шасси и начал маневр с креном вправо, пытаясь компенсировать тягу. Далее последовала серия ошибочных команд. Вместо того чтобы убрать закрылки постепенно, как предписывает руководство по летной эксплуатации для полета на трех двигателях, КВС приказал оставить их во взлетном положении. Экипаж, судя по расшифровке переговоров, находился в состоянии стресса и действовал молча, полностью полагаясь на командира, который лишь повторял: "Назад... Назад..." (вероятно, имея в виду рычаги управления двигателями).
Затем КВС неожиданно начал разворачивать самолет с правого крена на левый, то есть в сторону отказавшего двигателя, что является грубейшей ошибкой. На высоте около 274 метров и скорости 245 км/ч он попытался выровнять самолет с помощью руля направления. В результате самолет достиг крена в 19 градусов, левая консоль крыла попала в аэродинамическую тень от фюзеляжа и правого крыла, что привело к резкой потере подъемной силы. "Геркулес" вошел в неуправляемое падение и рухнул на землю. Весь полет длился не более двух минут. Все девять человек на борту погибли.

на месте катастрофы
Выводы и "человеческий фактор"
Расследование этой катастрофы стало наглядным пособием по "человеческому фактору". Оно выявило проблемы на всех уровнях: от организации летной подготовки и дисциплины в ВВС США до недостаточной мотивации технического персонала в поиске и устранении неисправностей.
Основные ошибки экипажа, и в первую очередь командира, подробно описаны в любом учебнике по безопасности полетов: продолжение взлета после возникновения серьезной неисправности, неправильная конфигурация самолета после отрыва и, наконец, роковой разворот в сторону отказавшего двигателя, приведший к потере управления. Эта трагедия опровергает миф о безупречности авиационных процедур где бы то ни было и служит суровым напоминанием о важности строгого следования инструкциям и поддержания высокого уровня летной дисциплины.
Расследование авиакатастрофы в Telegram:
https://t.me/rumayday
[Мой] Полет Авиация Самолет Аэропорт Пилот Военный Катастрофа Авиакатастрофа Америка Длинный Пост 10Больше интересных статей здесь: Наука и техника.
Источник статьи: Армейский способ в ВВС США и катастрофа "Геркулеса".