Катастрофа Ан-24 в Нижнеангарске: цепь ошибок и посмертные награды

Место катастрофы

27 июня 2019 года самолет Ан-24РВ авиакомпании «Ангара», произведенный еще в 1977 году, выполнял рейс по маршруту Улан-Удэ — Нижнеангарск — Иркутск. К моменту происшествия воздушное судно имело солидный налет — 38 000 часов и 18 500 циклов «взлет-посадка». Рейс из Улан-Удэ был задержан почти на сутки из-за неблагоприятных погодных условий в пункте назначения.

Самолет Ан-24РВ

Экипаж возглавлял 58-летний командир, опытный пилот-инструктор с общим налетом более 15 100 часов. Наконец, дождавшись улучшения погоды, самолет с 43 пассажирами, 4 членами экипажа и почти 700 кг груза на борту вылетел в 09:03 по местному времени.

Маршрут полета в день катастрофы

Отказ двигателя и роковые решения

Полет проходил штатно до момента начала снижения. В 10:08, спустя три минуты после начала захода на посадку, внезапно отказал левый двигатель. Экипаж грамотно отреагировал на нештатную ситуацию: выполнил флюгирование винта (установку лопастей в положение минимального сопротивления), включил сигнал бедствия и доложил диспетчеру о принятии решения садиться в аэропорту Нижнеангарска.

Разница между обычным и зафлюгированным положением лопастей винта

Однако на этапе захода на посадку командир, стремясь быстрее приземлиться, начал отклоняться от установленной схемы. Это привело к пропуску обязательных процедур и значительному превышению посадочной скорости. Вместо рекомендованных 220 км/ч самолет пересекал порог взлетно-посадочной полосы на скорости около 275 км/ч. Усугубила ситуацию и смена направления ветра на попутное.

Развитие аварийной ситуации

При такой скорости единственным безопасным решением был уход на второй круг, но экипаж этого не сделал. Самолет коснулся полосы лишь в 530 метрах от ее порога, причем сначала только левым шасси. После нескольких «козлений» и повторных касаний пилоты применили экстренное торможение. Из-за ошибки в управлении тормозами правое колесо шасси заблокировалось и начало разрушаться при контакте с полосой.

Поврежденное шасси, разворот и действие тяги исправного правого двигателя привели к тому, что Ан-24 сошел с взлетно-посадочной полосы на скорости около 90 км/ч, прорвал ограждение аэропорта и, пересекая дорогу, правой плоскостью крыла задел деревянный столб и металлический контейнер.

Завершающий удар пришелся на здание очистных сооружений, расположенное незаконно в непосредственной близости от полосы. От столкновения разрушилась передняя часть фюзеляжа с кабиной пилотов, и начался пожар.

Героизм и жертвы

Второй пилот, получив тяжелые травмы, смог самостоятельно выбраться. Бортпроводница Елена Лапуцкая, несмотря на множественные переломы ребер, не смогла открыть деформированную входную дверь, но организовала эвакуацию всех 43 пассажиров через багажное отделение в течение пяти минут. Она покинула горящий самолет последней, лично убедившись, что в салоне никого не осталось.

Командир воздушного судна и бортмеханик, оказавшиеся в зажатой разрушенной кабине, погибли. Из пассажиров 9 человек получили серьезные ранения, 23 — легкие травмы, 11 не пострадали.

Последствия катастрофы на месте

Выводы расследования и награды

Следствие установило, что катастрофа стала следствием целой цепи факторов:

  1. Отказ левого двигателя из-за давней неисправности топливной аппаратуры, о которой знал технический персонал.
  2. Ошибки командира: неправильный расчет посадочной дистанции, отклонение от схемы захода, превышение скорости и непринятие решения об уходе на второй круг.
  3. Ошибочные действия экипажа при торможении, приведшие к блокировке и разрушению колеса.
  4. Отсутствие четкого взаимодействия в кабине и повышенное психоэмоциональное напряжение командира.
  5. Наличие незаконно построенного здания очистных сооружений в конце ВПП, что стало фатальным обстоятельством.

Несмотря на выявленные ошибки, проявленные мужество и самоотверженность были отмечены государственными наградами. Погибшие командир и бортмеханик были посмертно награждены медалью «За отвагу». Второй пилот и бортпроводница Елена Лапуцкая получили медали Нестерова.

Момент приземления заснят на видео: https://rutube.ru/shorts/482c717fd9451ec904609a18333754f2/?r=wd

Обратите внимание: "Белая мгла" и дважды выживший в катастрофах.

Расследование авиакатастрофы в Telegram: https://t.me/rumayday

Больше интересных статей здесь: Наука и техника.

Источник статьи: Допустили ошибки и получили награды. Катастрофа Ан-24 в Нижнеангарске.