
Як-40 взлетает в горном аэропорту Таджикистана
Роковой рейс
12 июня 1980 года самолет Аэрофлота Як-40, выполнявший рейс из Ленинабада в Душанбе, поднялся в небо. На его борту находились 29 человек: 4 члена экипажа и 25 пассажиров. Никто из них не подозревал, что этот полет станет для них последним.
Сложные метеоусловия и первое отклонение
На участке от Анзобского перевала до Душанбе небо было плотно затянуто облаками. Нижняя кромка облачности опустилась до 2500-2800 метров, а верхняя поднималась до 6000-7000 метров. Погода осложнялась умеренным западным ветром и грозами. Примерно за 73 километра до пункта назначения экипаж, стремясь избежать грозового фронта, принял решение отклониться от маршрута на 9 километров к западу. О своем маневре пилоты оперативно доложили диспетчеру, когда отклонение достигло 10 километров.

Анзобский перевал — сложный горный участок на маршруте
Цепь навигационных ошибок
Диспетчер дал разрешение на обход грозы и снижение до 6000 метров. Спустя три минуты экипаж доложил о пролете радиомаяка «Пугус» на этой высоте. Однако в действительности самолет находился в 37 километрах от него. Эта критическая ошибка в определении местоположения возникла из-за совокупности факторов: неверного учета скорости ветра, а также неисправности бортового радиокомпаса. Его работа была нарушена электрическим зарядом, который накопился на корпусе самолета при полете в пыльной дымке и вблизи грозовых очагов.
При этом наземный диспетчер не осуществлял полноценного контроля за траекторией полета. Вместо того чтобы уточнять и корректировать позицию лайнера, он лишь передавал экипажу информацию об его условном положении относительно контрольных точек аэропорта, после чего перевел связь на диспетчера подхода.

Як-40 — популярный региональный лайнер в аэропортах СССР, включая Душанбе
Роковое снижение в облаках
Когда Як-40 на самом деле находился в 43 км к северо-западу от «Пугуса», диспетчер подхода, не проверив точные координаты, разрешил снижение до 4800 метров для захода на радиомаяк аэропорта Душанбе. Самолет вошел в плотную облачность. В условиях сильной турбулентности и обледенения неисправный радиокомпас окончательно перестал давать достоверные данные, полностью дезориентировав пилотов.
Спустя четыре минуты экипаж по ошибке вновь доложил о прохождении радиомаяка аэропорта, хотя до него все еще оставалось 43 километра.
Обратите внимание: "Белая мгла" и дважды выживший в катастрофах.
Диспетчер подхода, имевший необходимое оборудование для проверки этого факта, не сделал этого и санкционировал дальнейшее снижение до 3600 метров.Потеря ориентации и последний диалог
Самолет летел среди гор, высота которых достигала 4018 метров. Экипаж начал выполнять правый разворот, продолжая снижаться. Поскольку местоположение лайнера оставалось неясным, управление передали диспетчеру круга. Небо в это время было полностью закрыто облаками. Новый диспетчер также не определил позицию самолета и разрешил снизиться до 2100 метров, не придав значения тому, что пассажирский лайнер уже давно находится в стороне от предписанного маршрута снижения.
Пройдя высоту 3000 метров, пилоты наконец осознали, что находятся значительно севернее траектории захода на посадку. Они прекратили снижение и выровняли самолет на высоте 2840 метров.

Аэропорт Душанбе в советские годы. Сложный рельеф местности требовал высочайшей точности от экипажей и диспетчеров
На вопрос диспетчера: «Какой у вас курс?» — последовал ответ: «180 градусов», хотя на самом деле самолет в этот момент разворачивался и летел курсом 217 градусов. Вскоре пилоты сообщили о нестабильных показаниях радиокомпаса и запросили у диспетчера свои координаты. В ответ они услышали, что локатор не работает из-за замены оборудования, и предоставить информацию невозможно.
Катастрофа и ее причины
Як-40, продолжая левый разворот в густой облачности на высоте 2840 метров, направился прямиком к горному склону. Через несколько минут произошло столкновение. Самолет был полностью разрушен, все 29 человек на борту погибли.
Следствие установило, что катастрофа стала результатом целого ряда нарушений. Со стороны наземных служб аэропорта Душанбе были неоднократно нарушены положения руководства по производству полетов: диспетчеры не контролировали траекторию, не проверяли доклады экипажа и не использовали доступные средства для определения его местоположения. Экипаж, в свою очередь, допустил серьезные ошибки в навигации при уклонении от грозы в сложной горной местности, в конечном итоге потеряв ориентацию в пространстве.
Расследование авиакатастроф ВК:
https://vk.com/club227048718
[Мой] Аэропорт Гражданская Авиация Самолет Авиация Рейс СССРЯк-40 Таджикистан Душанбе Катастрофа Авиакатастрофа Лонгпост 2Больше интересных статей здесь: Наука и техника.
Источник статьи: "Какой курс держите?" Як-40 заблудился в горах под Душанбе.