Катастрофа Ан-12 под Марнеули: роковая ошибка и нарушение правил

Самолёт Ан-12, который в НАТО прозвали «Детёнышем», а советские лётчики за характерный чёрный выхлоп окрестили «Керогазом», долгое время был основным военно-транспортным самолётом. Попасть на службу в транспортную авиацию считалось большой удачей — здесь был меньший налёт часов и более спокойная служба по сравнению с боевыми частями.

На аэродроме Сундар в Грузинской ССР базировалась отдельная транспортная эскадрилья, в составе которой были Ан-12, Ан-24 и вертолёты Ми-8. Именно отсюда вечером 10 октября 1988 года вылетел в свой последний рейс Ан-12 с десятью людьми на борту. Семь из них были штатными членами экипажа, а ещё один, формально считавшийся пассажиром, был курсантом лётного училища и младшим братом одного из пилотов.

Роковое решение

Старший брат, недавний выпускник того же училища, уговорил командира взять с собой младшего, чтобы тот мог увидеть кабину тяжёлой машины и даже, возможно, немного «порулить». Для будущего пилота это была мечта — прикоснуться к управлению настоящим самолётом.

После полуторачасового полёта экипаж запросил разрешение на заход на посадку в аэропорту Сундар. Однако этот аэродром имел сложное расположение в горах и позволял выполнять заход по приборам только с одной стороны. Погодные условия в тот момент делали такой заход невозможным, а для визуального захода с другой стороны у командира не было допуска. Об этой особенности хорошо знал дежурный персонал аэродрома.

Вход в аэропорт Сундар

Потеря ориентации и фатальные ошибки

Получив разрешение, экипаж начал снижение. Вскоре радиолокационный контакт с самолётом был потерян из-за горного рельефа. Экипаж доложил о входе в зону радиомаяка, но на самом деле они уже значительно отклонились от курса. В эпоху до спутниковой навигации расчёт манёвров полностью ложился на штурмана, и здесь произошла ошибка.

Позиция штурмана в Ан-12

В это время на аэродроме произошла смена дежурной смены. Опытный дежурный, знавший о нестандартной ситуации с Ан-12, передал дела молодому лейтенанту-вертолётчику, предупредив его «не говорить лишнего». Новый дежурный, не наблюдая самолёт на экране радара, разрешил продолжать снижение.

Катастрофа

Напряжение в кабине нарастало. Сработало предупреждение радиовысотомера, но было проигнорировано. В 00:10 самолёт на высокой вертикальной скорости врезался в склон холма высотой 1150 метров, находясь в 41 километре от аэропорта. Все десять человек на борту погибли. На месте трагедии позже был установлен мемориальный обелиск.

Эта катастрофа стала результатом цепочки ошибок: нарушение правил перевозки посторонних лиц в кабине, потеря ориентации в сложных метеоусловиях, неверная оценка обстановки экипажем и недостаточный контроль со стороны наземных служб.

Расследование авиакатастрофы в Telegram:

https://t.me/rumayday

Безопасного вам полёта

Автор: "МАЛ"

Авиация Самолёт Аэропорт Полёт Пилот Советский Грузия Инцидент Катастрофа Авиакатастрофа Longpost

Обратите внимание: "Белая мгла" и дважды выживший в катастрофах.

Больше интересных статей здесь: Наука и техника.

Источник статьи: Хотел дать порулить младшему брату... катастрофа Ан-12 под Марнеули.