Мне довелось побывать на одном из крупнейших в России предприятий по покраске воздушных судов, расположенном в Минеральных Водах. Поводом для визита стала уникальная работа: авиакомпания NordStar решила нанести на фюзеляж одного из своих лайнеров специальную ливрею, посвященную Норильскому хоккейному клубу.

На фото — завершающие этапы нанесения сложного рисунка на самолет.
Две недели кропотливого труда
Полный цикл покраски самолета занимает в среднем около двух недель. Сроки могут меняться в зависимости от сложности дизайна. В данном случае задача была нетривиальной: дизайн включал множество оттенков синего цвета, обилие мелких деталей и сложных кривых линий, которые требовалось с ювелирной точностью перенести на изогнутую поверхность фюзеляжа. На экране компьютера эскиз выглядит эффектно, но корпус самолета имеет сложную геометрию, что превращает процесс в настоящую инженерную и художественную задачу.

Для точного нанесения линий и кривых мастерам требуются глубокие знания не только малярного дела, но и геометрии.
Ключевыми элементами дизайна стали изображение хоккеиста, медведя — символа клуба, и огромной шайбы, летящей в ворота. Каждый элемент должен был быть идеально выверен.

Эмблема ХК «Норильск» — один из центральных элементов новой ливреи.
Технологический процесс: от металла до лака
Я прибыл на базу технического обслуживания S7 Technics, где самолет проходил полный цикл работ. Лайнер стоял на стоянке, и специалисты завершали финальные штрихи: подкрашивали детали, наклеивали декали с надписями, проверяли качество покрытия. Это дало мне редкую возможность запечатлеть воздушное судно с необычных ракурсов.

Вид на самолет снизу — ракурс, который редко видят пассажиры.
Если описать процесс покраски в целом, то он состоит из нескольких ключевых этапов. Сначала самолет загоняют в огромный ангар, сливают все жидкости и тщательно маскируют элементы, которые не должны контактировать с химией: иллюминаторы, двигатели, датчики. Затем с поверхности полностью удаляют старое лакокрасочное покрытие и грунт, обнажая блестящий металл. После этого наносят новый слой грунтовки (специального защитного состава) и базовый белый цвет. Каждый новый слой наносят только после полного высыхания предыдущего.
Для нанесения сложного рисунка используют трафареты и маскировочную пленку. Их подготовка — отдельная и трудоемкая задача, учитывая сложные формы поверхностей самолета. После нанесения всех цветов фюзеляж покрывают защитным лаком. Он не только оберегает краску, но и «раскрывает» цвет, делая его более глубоким и насыщенным.
Детали имеют значение
Особое внимание уделяется проработке мелких деталей. Важно помнить, что пассажиры видят самолет с разных углов, в том числе и снизу. Дизайн часто представляет собой комбинацию из нескольких слоев краски и наклеек-декалей.

Но главная цель покраски — не только эстетика. Лакокрасочное покрытие в первую очередь защищает конструкцию от коррозии и может влиять на аэродинамические характеристики.

Любопытный факт: вес краски на среднемагистральном самолете может достигать 300–350 кг. Именно поэтому старое покрытие всегда полностью удаляют, а не красят поверх него. В авиации важен каждый килограмм, поэтому самолеты взвешивают до и после покраски.

Обновленный Boeing 737 авиакомпании NordStar.
После нанесения основного рисунка снимают защитную пленку, наклеивают необходимые декали и проводят тщательный контроль на предмет дефектов. Только затем демонтируют строительные леса.

Меня впечатлила слаженность и скрупулезность работы с такой махиной. Здесь все должно быть идеально.
Финальная проверка и первый вылет
Итоговую проверку качества проводят уже при естественном освещении. Для этого самолет выкатывают из ангара. Это торжественный и волнительный момент, который подводит черту под трудом дизайнеров, художников и десятков инженеров.


Процесс выкатки самолета из ангара — финальный аккорд большой работы.
При дневном свете все достоинства и недостатки работы видны как на ладони. А этот самолет выглядел просто великолепно!

Пасмурная погода оказалась идеальной для осмотра: мягкий рассеянный свет не давал бликов и позволял оценить равномерность покрытия. Это также удачный момент для фотосессии.

На церемонию презентации был приглашен хоккеист из Норильска.
После завершения всех проверок самолет заправили и протестировали системы. Он был полностью готов к своему первому рейсу в новой ливрее.

Заправка перед вылетом.
Вечером, закончив съемку, я вернулся в ангар, чтобы запечатлеть «спящие» самолеты. Такая возможность выпадает нечасто.

Вечерний ангар с воздушными судами.
Наша следующая встреча с обновленным лайнером состоялась уже на следующий день. Именно на нем я отправился в рейс из Минеральных Вод в московский аэропорт Домодедово.

Новая ливрея пришлась по душе и пилотам экипажа.

В Домодедово я попрощался с самолетом, за преобразованием которого наблюдал несколько дней. Теперь хоккеист с законцовки крыла будет сопровождать пассажиров в каждом полете. На соседней стоянке стоял самолет NordStar в стандартной ливрее. Она тоже выглядит достойно, но теперь в парке авиакомпании появился и этот уникальный «летающий арена».

Это был удивительный опыт, который позволил заглянуть за кулисы создания авиационного дизайна. Возможно, позже я подробнее расскажу о работе завода S7 Technics в Минеральных Водах.
Всем приятного полета!
Больше интересных статей здесь: Наука и техника.
Источник статьи: Как красят самолёты.