Из-за одного выключателя пришлось сажать лайнер с невыпущенным шасси

1 ноября 2011 года лайнер Boeing 767 авиакомпании LOT Polish Airlines выполнял регулярный трансатлантический рейс из Ньюарка в Варшаву. На его борту находились 221 пассажир и 10 членов экипажа.

Вскоре после взлета произошла серьезная неисправность: была обнаружена утечка в одной из гидравлических систем. Это привело к полной потере жидкости, питающей основную систему шасси, и резкому падению давления. После консультаций со специалистами авиакомпании на земле экипаж принял решение продолжить полет до пункта назначения. Для посадки в Варшаве планировалось задействовать альтернативную, резервную систему выпуска шасси. К счастью, пилоты были подготовлены к подобным нештатным ситуациям благодаря отработке на авиасимуляторах. Они использовали оставшееся до посадки время для тщательного планирования своих действий.

Панель управления в кабине пилотов.

Неудачные попытки и объявление ЧП

В 12:17 самолет начал заход на посадку. Первая попытка выпустить шасси с помощью резервной системы завершилась неудачей. Убедившись в правильности выполнения процедуры, командир повторил ее, но результат был тем же. После этого от захода пришлось отказаться.

В 12:22 экипаж сообщил диспетчерам о невозможности выпустить шасси и запросил помощь. Всего через три минуты, в 12:25, было официально объявлено чрезвычайное положение, и самолету было предписано уйти в зону ожидания. Даже после выполнения всех рекомендаций с земли шасси не выдвинулось. Затем пилоты попытались выпустить стойки, используя собственный вес самолета, выполнив несколько резких маневров, но и это не помогло. Польские ВВС подняли в воздух два истребителя F-16 для визуального контроля и сопровождения лайнера. Летчики-истребители подтвердили худшие опасения: шасси оставалось в убранном положении.

Подготовка к аварийной посадке

После серии безуспешных попыток, в условиях снижающегося уровня топлива, экипаж принял тяжелое решение сажать самолет с убранным шасси. Капитан отдал распоряжение бортпроводникам подготовить пассажиров к аварийной посадке. Как позже отмечалось, пассажиры вели себя спокойно и дисциплинированно, без паники следуя всем инструкциям. Взлетно-посадочная полоса была заблаговременно покрыта специальной огнезащитной пеной для снижения риска возгорания. К месту предстоящей посадки были стянуты все аварийные службы аэропорта: пожарные расчеты и машины скорой помощи.

В 13:39 лайнер коснулся полосы на скорости 235 км/ч.

Обратите внимание: Почему пилотам запрещено мягко сажать самолет.

Сильное трение мотогондол двигателей о бетон вызвало сноп искр, которые, однако, первоначально сдерживались пеной. Но спустя всего 15 секунд после касания пожар вспыхнул в правом двигателе. Прибывшие пожарные расчеты оперативно локализовали и ликвидировали возгорание. Эвакуация прошла быстро и организованно, благодаря чему ни пассажиры, ни члены экипажа не пострадали. Однако самолет получил тяжелые повреждения планера, двигателей и бортовых систем, что впоследствии привело к его списанию.

Момент приземления лайнера на брюхо.

В аэропорту не оказалось подъемного оборудования, рассчитанного на широкофюзеляжный Boeing 767 — имелась техника только для самолетов типа Boeing 737. Из-за этого работы по эвакуации поврежденного лайнера с взлетно-посадочной полосы заняли более суток, и все это время аэропорт был закрыт. Посадка была заснята на видео:

Расследование и шокирующая находка

Следственная группа, прибывшая на место происшествия, провела осмотр кабины пилотов и салона. В ходе расследования была сделана ключевая и шокирующая находка: в кабине оказался отключен автоматический выключатель, который отвечал за защиту 13 различных цепей, включая как раз систему резервного выпуска шасси. Следователи установили, что после ручного включения этого выключателя шасси успешно выпускалось и фиксировалось. Более того, все компоненты системы оставались полностью исправными даже после жесткой посадки. Возникли два основных предположения о причинах отключения: скрытая техническая неисправность или человеческий фактор.

Дальнейший анализ показал, что все компоненты, подключенные к этому выключателю, функционировали нормально, а в цепи не было признаков электрической перегрузки, которая могла бы вызвать его автоматическое срабатывание. Хотя комиссия не исключила человеческую ошибку, установить, когда и при каких обстоятельствах выключатель был переведен в положение «выкл.», так и не удалось. Конструкция оказалась уязвимой: головка выключателя не имела защиты от случайного механического воздействия, и на ней были обнаружены царапины и потертости. Кроме того, контролировать положение этого переключателя с рабочего места пилота было крайне сложно. Панель располагалась за спиной пилотов, а сам выключатель — очень низко, при этом его положение не сопровождалось звуковым сигналом в кабине и не фиксировалось бортовым самописцем.

Работы по эвакуации поврежденного самолета.

Выводы комиссии

Официальное расследование установило, что основной причиной инцидента стало повреждение гидравлического шланга на стойке шасси из-за его чрезмерного изгиба. Это и вызвало утечку жидкости, которая помешала нормальному выпуску шасси от основной системы. А поскольку автоматический выключатель резервной системы был разомкнут, активировать ее другими способами оказалось невозможно.

Косвенными причинами были признаны недостатки во взаимодействии между экипажем и наземными инженерно-техническими специалистами авиакомпании. Свою негативную роль сыграло и несовершенство руководства по эксплуатации самолета, которое не содержало четких инструкций для подобной конкретной ситуации. Дополнительными способствующими факторами стали неудачное, неудобное для контроля расположение рокового выключателя и отсутствие на нем защиты от случайного механического воздействия.

Расследование авиакатастроф ВК:

https://vk.com/club227048718

[Мой] Длинный видео пост авиационного полета самолета в аэропорту пилота польской гражданской авиации, вынужденной посадки, видео аварийной посадки 29

Больше интересных статей здесь: Наука и техника.

Источник статьи: Из-за одного выключателя пришлось сажать лайнер с невыпущенным шасси.