Дерзкий угон Як-40 в 1973 году: как партийная принадлежность экипажа повлияла на исход захвата

2 ноября 1973 года пассажирский самолет Як-40, выполнявший рейс Москва — Брянск, стал ареной драматических событий. Вылетев из аэропорта Биково в 10:45 утра с 28 пассажирами и тремя членами экипажа (командир Иван Кашин, второй пилот Станислав Тарпекин, бортмеханик Николай Никитин), лайнер должен был прибыть в пункт назначения через 50 минут. Однако этот короткий полет превратился в многочасовую борьбу за жизнь.

Самолет Як-40, ставший объектом преступления. Конструктивной особенностью этой модели было отсутствие отдельного багажного отсека под полом, что сыграло роковую роль.

Начало захвата

Примерно за десять минут до запланированной посадки в Брянске четверо молодых пассажиров — Виктор Романов, Владимир Зарнин, Петр Бондарев и Александр Никифоров — достали из незапертого багажного отсека огнестрельное оружие, включая дробовики. Их целью был побег из СССР на Запад. Угрожая пассажирам, они попытались прорваться в кабину пилотов.

Бортмеханик Николай Никитин, услышав шум, открыл дверь и, увидев угрозу, с криком «Атака!» попытался заблокировать проход. В последовавшей схватке один из угонщиков выстрелил через щель в двери. Несмотря на ранение, Никитин успел нажать ногой кнопку экстренной помощи, отправив диспетчеру сигнал бедствия. В ходе короткого диалога с землей командир Кашин подтвердил нападение и принял решение садиться в Брянске.

Бой в салоне и прорыв в кабину

Захватчикам удалось затащить раненого бортмеханика в салон. В завязавшейся борьбе Владимир Зарнин выстрелил Никитину в живот из обреза. Пуля прошла навылет, но часть снаряда осталась в ране. На помощь бортмеханику бросился пассажир Владимир Гапоненко, получивший касательное ранение в плечо. Тем временем пилотам удалось забаррикадироваться в кабине. Угонщики, решив устрашить экипаж, начали беспорядочную стрельбу через перегородку, повредив радиооборудование и лишив пилотов возможности переключать каналы связи.

Вход в кабину пилотов Як-40. Именно эта дверь стала рубежом обороны для экипажа. Источник изображения: https://ngs.ru/text/world/2022/08/28/71599586/

Экипаж начал снижение для посадки в Брянске, но угонщикам удалось сломать замок и ворваться в кабину. Под угрозой расстрела пассажиров пилоты были вынуждены изменить курс и лететь обратно в Москву. В этот момент на перехват уже были подняты два истребителя, получившие приказ в случае необходимости уничтожить угнанный лайнер, чтобы не допустить его к столице.

Странный диалог: «Вы, командир, коммунист?»

Кульминацией переговоров стал необычный обмен репликами между диспетчером и командиром Кашиным. Диспетчер спросил: «Вы, командир экипажа, член КПРФ?» Кашин ответил: «Коммунист». На последующие вопросы о втором пилоте и бортмеханике командир дал тот же лаконичный ответ: «Коммунист» и «Он тоже член партии». Как позже вспоминал Иван Кашин, эта информация, видимо, повлияла на решение властей разрешить посадку не где-нибудь, а в московском аэропорту Внуково, который в то время находился на значительном удалении от городской черты. Несмотря на сложные погодные условия (густой туман) и минимальный запас топлива, экипаж блестяще выполнил посадку в 12:00.

Угонщики Виктор Романов, Владимир Зарнин, Петр Бондарев и Александр Никифоров. Четверо молодых людей, решившихся на отчаянный шаг.

Осада во Внуково и штурм

На место происшествия прибыли высшие руководители силовых структур — председатель КГБ Юрий Андропов и министр внутренних дел Николай Щелоков, которые лично возглавили операцию. После долгих переговоров к 17:20 из самолета освободили двух раненых — бортмеханика Никитина и пассажира Гапоненко. Преступники выдвинули требования: 1,5 миллиона долларов, освобождение половины заложников после передачи части выкупа, затем полет в Ленинград для получения остальных денег, дозаправки и последующего улета в Швецию.

Было принято решение не выпускать самолет из аэропорта и начать штурм. Группу захвата составили добровольцы-милиционеры: Михаил Лячманов, Валентин Раков, Александр Мушкарин, Николай Капустин и Александр Попрядухин (руководитель). Вооружившись пожарным топором и крюком, группа тайно проникла под самолет.

Используя манекены в качестве ложного выкупа, оперативники выманили одного из угонщиков, Александра Никифорова, к двери. Лейтенант Раков заблокировал ее в открытом положении крюком. Завязалась перестрелка. К самолету подъехал БТР и открыл огонь из пулеметов, сделав около 90 пробоин. Применение слезоточивого газа привело к возгоранию обивки кресел от дымовых гранат. В панике пассажиры начали покидать горящий лайнер.

Итоги и последствия

Увидев крах своих планов, Виктор Романов застрелился. Александр Никифоров был тяжело ранен в перестрелке и позже скончался в больнице. Владимир Зарнин и Петр Бондарев сдались. Примечательно, что Бондарев после сложения оружия был избит «благодарными» пассажирами. В ходе операции легко ранеными оказались двое пассажиров.

Самолет Як-40 после штурма. Видны многочисленные повреждения от пуль.

Суд приговорил 16-летнего Владимира Зарнина к 10 годам лишения свободы (максимальный срок для несовершеннолетних). После освобождения он скончался. Петра Бондарева признали невменяемым и отправили на принудительное лечение, где он провел всего полгода; умер в 2004 году.

За мужество и героизм звания Героя Советского Союза были удостоены милиционер Александр Попрядухин и командир экипажа Иван Кашин. Поврежденный самолет отремонтировали, и он продолжил летать.

Этот инцидент стал поворотным моментом для советской гражданской авиации. Были ужесточены правила досмотра пассажиров и багажа, угон самолета выделен в отдельную статью уголовного кодекса, а также началось создание специальных подразделений по борьбе с терроризмом.

Расследование авиакатастрофы в Telegram:

https://t.me/rumayday

Инцидент Авиация Аэропорт Самолет Преступный Угон СССР Як-40 Рейс Гражданской Авиации

Обратите внимание: "Белая мгла" и дважды выживший в катастрофах.

Больше интересных статей здесь: Наука и техника.

Источник статьи: "Вы, командир экипажа, коммунист?" Угон Як-40 в 1973 году.