8 августа 1946 года стало знаменательной датой в истории авиации. Под управлением летчика-испытателя Берил Эриксон прототип тяжелого бомбардировщика Convair XB-36, с экипажем из девяти человек, впервые поднялся в небо. Этот полет, продлившийся 37 минут, ознаменовал рождение нового класса военной техники. Самолет с взлетной массой около 90 тонн и запасом топлива в 30 000 литров был спроектирован с учетом боевого опыта Второй мировой войны, в частности, эксплуатации таких машин, как американский B-24 Liberator и британский Avro Lancaster.

Конструкция летающего гиганта
Разработка самолета велась тщательно: после расчетов был создан полноразмерный макет, прошедший продувку в аэродинамической трубе. Конструкция впечатляла своими масштабами: огромный сигарообразный фюзеляж, крылья большого размаха, герметичная кабина и топливные баки, интегрированные в крыло. Силовая установка состояла из шести мощных поршневых двигателей Pratt & Whitney R-4360-53 «Major Wasp» (по 3800 л.с. каждый). Оборонительный арсенал включал 15 крупнокалиберных пулеметов и три 37-миллиметровые пушки. Экипаж насчитывал 11 человек. К 1943 году проект, разрабатываемый уже компанией Convair (образованной после слияния Consolidated и Vultee Aircraft), получил свое легендарное имя — B-36.

«Миротворец» для холодной войны
Несмотря на послевоенное сокращение военных расходов, заказ на 100 бомбардировщиков B-36 остался в силе. Этот самолет идеально вписался в новую стратегическую доктрину США. Он стал основой формирующегося Стратегического авиационного командования и первым носителем атомного оружия в арсенале ВВС. B-36 позиционировался как ключевой инструмент сдерживания в начале холодной войны, что и подарило ему неофициальное, но очень символичное прозвище — «Миротворец» (Peacemaker).

Эволюция и служба
Поступив на вооружение в 1949 году, B-36 доказал свою надежность и прочность. Конструкторы постоянно его совершенствовали. Апогеем развития стала модификация B-36D 1949 года, которая получила дополнительно четыре турбореактивных двигателя J47-GE-19, размещенных в подкрыльевых гондолах. Таким образом, общее число двигателей достигло десяти, и именно в этом облике гигант запомнился миру.
Обратите внимание: Знать, церковь и стратегии размножения.
На базе бомбардировщика был создан стратегический разведчик RB-36D для аэрофотосъемки. Самолет также участвовал в экспериментальных программах, таких как FICON (запуск истребителей с борта), рассматривался как платформа для пассажирского лайнера и даже нес ядерный реактор в исследовательских целях.
Закат эпохи и наследие
К концу 1950-х годов эра поршневой стратегической авиации подошла к концу. B-36, сложный в обслуживании (особенно все десять двигателей), уступил место более современным реактивным бомбардировщикам, таким как Boeing B-52 Stratofortress. Большинство из 384 построенных машин были утилизированы, и сегодня лишь четыре экземпляра сохранились в музеях. Несмотря на это, Convair B-36 навсегда остался в истории как самолет с самым большим размахом крыла среди боевых машин и как первый настоящий межконтинентальный стратегический бомбардировщик, определивший баланс сил в ранний период холодной войны.
Об особенностях эксплуатации его силовой установки среди пилотов ходила характерная шутка: «Six turning, four burning» («Шесть крутятся, четыре горят»), которая со временем трансформировалась в более пессимистичную: «Two turning, two burning, two smoking, two choking, and two more unaccounted for» («Двое крутятся, двое горят, двое дымят, двое задыхаются, а еще двое вообще непонятно где»).
Авиация военная техника бомбардировщик Военная авиация США Нагаган-1Больше интересных статей здесь: Наука и техника.
Источник статьи: Первый настоящий стратег.