Вылет с самого начала не был гладким. Нет, в этом нет вообще ничего сложного – полк выполняет эту работу каждый год. На полигоне курсантам Училища Генерального штаба были продемонстрированы боевые действия «танковых полков, прорывающих подготовленную оборону противника при поддержке артиллерии и авиации». В данном случае авиацию представляли четыре гвардейских бомбардировочных авиационных полка Су-24 Н, которыми руководил лично командир полка - храбрый человек, Божий летчик, разносчик приказов, конечный руководитель командования и подчиненных Любовь, лейтенант Задача полковника М. - по окончании артиллерийской подготовки точно подойти к полигону на малой высоте, "обеспечить устойчивое воздействие на противника", подняться наверх и сбросить на самолет два десятка 100-килограммовых фугасных авиабомб. В центре прицельного поля хорошо виден холм.
Неприятности начали преследовать команду с самого начала — у четвертого самолета заглох двигатель во время руления. Пока первые три события висели в воздухе, сжигая топливо и нервы, на местах шла короткая, но энергичная дискуссия о причине события и его возможных последствиях. В конечном итоге было решено, что остановка двигателя была вызвана чрезмерным усилием пилота на дроссельной заслонке, что не должно было иметь дальнейших неприятных последствий. Был получен приказ на перезапуск, и через несколько минут отставший самолет присоединился к ожидающим товарищам. Но время! Драгоценное время было потеряно — на этапе планирования был сформирован не только резерв «штабных офицеров», но и резерв «штурманов» и даже «капитанов», как быстро убедился штурман головного самолета. Когда он закончил свои грубые расчеты. Через минуту к такому же выводу пришел штурман ведущей второй пары самолетов и связал всех по рации с напряженным сообщением «Не успеем», даже не прикрепив его и свой позывной. Позывной вызываемого человека, однако, неудивителен, поскольку вполне вероятно, что он даже не знал, к кому обращается.
Подполковник М сказал своему штурману, не поднимая головы: «Штурман!» Догоним? Лейтенант Ф., штурман командира, на мгновение задумался. В другом случае можно было бы увеличить скорость и попытаться наверстать упущенное, но сейчас, когда внешняя подвеска самолета прикрыта низкоаэродинамическими многозамковыми бомбодержателями, в которых скопления «сотни» "На них навешивают. Говорят, что увеличить скорость совершенно невозможно. «Без оговорок», — дипломатично ответил штурман, желая увидеть, где можно сэкономить потраченное время. — Срезайте путь, — приказал М с твердым лицом, продолжая смотреть на пространство перед самолетом сквозь тусклый фонарик ястребиным взглядом. «Так вот это…» — слабо пытался возразить штурман, уже прокручивая в уме все трудности, связанные с проблемой быстрого изменения маршрута и возможностью сопутствующих этому процессу ошибок. «Тц, кому бы я ни сказал, мы обосраемся!» — дал понять командир.
После двухминутной церемонии с табло, компасом и часами штурман Ф отдал приказ свернуть на Маршрут 45 и продолжал следовать за ними в течение четырех с половиной минут, прежде чем свернуть на Маршрут 110, который, еще через пять минут, группа Центр многоугольника достигается точно. Штурман с чувством выполненного долга сел на свое место, а капитан, не теряя орлиного вида, позволил самолету плавно снизиться, чтобы он мог подойти к полигону на малой высоте, как и положено. Стрелка указателя скорости задрожала и поползла вперед по шкале. - Не волнуйтесь, мы вовремя, - сказал штурман, хотя была пятнадцатилетняя разница в возрасте и трехступенчатая разница в воинском звании, ему как члену командного состава все равно разрешили некоторое ощущение знакомства. «Не писай, все точно», — ответил командир, переводя машину в горизонтальный полет, чуть выше верхушек деревьев, как думал штурман.
Практически сразу после поворота на новый маршрут они увидели полигон — за лесистым невысоким холмом виднелась серо-черная масса, похожая на дым и пыль от разорвавшегося артиллерийского снаряда. «Опять же, сколько бы нас ни гремели, мы ни черта не видим», — мрачно сказал командир. Но штурман мало обратил внимания на его слова, ибо в последний момент ему показалось что-то странное, как в показаниях секундомера, так и вдали этой череды холмов. Но не успел он об этом поговорить, как самолет легко поднялся над холмами, и перед ними открылась красивая мишень.
То ли произошла ошибка в расчетах штурмана, то ли командир слишком сильно нажал на ручку газа, то ли кто-то другой отстал от графика, но самолет прибыл на поле боя в то время, когда артиллерия еще атаковала.
«Задница!» — такая картина пронеслась в сознании штурмана Ф. Он увидел, что в ржавом корпусе списанной бронемашины быстро рос бурый столб земли с красной лампочкой посередине, а затем медленно закружились куски и упал. Земная пыль и дым оставляют в воздухе серую пелену.
«Хойас!» — сказал с искренним удивлением подполковник М.
Примечательно, что замешательство среди экипажа длилось всего секунду, прежде чем капитан резко поднял самолет, нажал кнопку PTT на рации и крикнул: «Вверх, все вверх!», в то время как штурман сделал все возможное. В данном случае – он заворчал от ужаса и постарался сохранять спокойствие.
Время вырвалось из своих оков и стремительно помчалось вперед – самолет устремился вправо, устремился влево и несколько раз явно вздрогнул. Штурману Ф очень не понравился звук, сопровождавший вторую вибрацию, подернутую серым цветом пыль все поле зрения, перегрузка вдавила в сиденье, и площадка быстро скатилась вниз. В состоянии оцепенения штурман Ф увидел отчетливо видную выпуклость под правым крылом в центре района цели и меланхолично скомандовал: «Сброс!» Самолет снова вздрогнул, избавился от тяжести бомбы и устремился вверх идти.
Подполковник М вздохнул и посмотрел на две небольшие дырочки на левом стабилизаторе крыла. Его глаза, большие, как телескопы на тренировочном поле, так и не вернулись в нормальное состояние, поэтому он просыпается в полдень, как старая сова, недовольный. Штурман Ф часто и нервно моргал и мял трико, пытаясь остановить опасную дрожь в руках. Командир снова вздохнул, наклонился и заглянул под стабилизатор снизу. Его пальцы почему-то коснулись острого края пробоины. Он отошел в сторону и посмотрел на штурмана. Остальные трое членов экипажа стояли полукругом, нервно ожидая этого впечатляющего зрелища (второго за день). Но командир снова вздохнул и сказал ровным и слишком дружелюбным голосом: «В следующий раз вы… ну и черт с ним, если честно, лучше бы нам опоздать».
#провал #авиация #интересныеистории #сказки #истории #военнаяавиация #самолеты #Су24 #авиаистории
Больше интересных статей здесь: Наука и техника.
Источник статьи: Лучше опоздать....