"О, теперь мы меняемся местами!" Бортинженер за штурвалом устроил катастрофу

Аэропорт Кливленда, США
01:15 утра
11 января 1983 г

Самолет United Airlines Cargo Douglas DC-8F вылетает из Кливленда в Детройт. На борту находились два опытных пилота и бортинженер.

Капитаном самолета был 55-летний Уильям С. Тодд. За свою карьеру в небе он освоил семь самолетов и налетал 16 000 часов, из них 2 000 на DC-8. В кабине ему помогал более опытный второй пилот DC-8, 51-летний Джеймс Дж. Дэй. Он налетал 6500 часов на самолетах этого типа. Бортинженером был 50-летний Роберт Э. Ли. Он проработал в United Airlines 15 лет и налетал почти 9000 часов, большинство из них на самолете DC-8.

Та же плата DC-8 N8053U

Судя по всему, 50-летний бортинженер в прошлом хотел быть пилотом. Именно поэтому три с половиной года назад, в июне 1979 года, он прошел повышение квалификации, чтобы стать вторым пилотом DC-8. Однако его обучение шло не очень хорошо. Через два месяца его наставник пришел к выводу, что он недостаточно способен, и закончил учебу. Но это не остановило его.

В феврале 1980 года он снова приступил к учебе, но на этот раз стал вторым пилотом Боинга 737. Однако на этот раз Роберту Э. Ли не удалось осуществить свою мечту. Хотя учителя заметили значительные улучшения в его способностях, полученная им подготовка все еще была недостаточной, чтобы стать зрелым вторым пилотом. После нескольких неудачных проверок и испытаний бортинженер решил остаться пилотом до конца своей карьеры. Но это не мешало ему иногда сидеть за штурвалом самолета.

аэропорт Детройта

аэропорт Детройта
01:52
11 января 1983 г

Грузовой самолет DC-8 приземляется в аэропорту Детройта.

Обратите внимание: "Белая мгла" и дважды выживший в катастрофах.

Посадочная скорость умеренная, и вскоре самолет направится в Лос-Анджелес. Через час экипаж завершил подготовку к полету.

В 02:48 первый офицер спросил бортинженера о расположении триммеров на рулях самолета (элеронах, рулях направления и стабилизаторе). Бортинженер ответил коротко: «Установлено». По стандартным процедурам подготовки к взлету бортинженер не должен давать общий ответ, а должен сообщить первому помощнику расположение каждой поверхности управления. Эта оплошность, возможно, была единственной ошибкой, которую допустил экипаж. Но через минуту произошло необратимое.

Кабина DC-8

О, теперь мы поменялись местами!

В 2:49 бортинженер Роберт Э. Ли предложил первому офицеру поменяться с ним местами, и тот согласился. Самый опытный командир ничего не сказал. Уже через 2 минуты бортинженеры подняли грузовой самолет в ночное небо Детройта.

По словам очевидцев, пассажирский самолет нормально двигался по взлетно-посадочной полосе. Однако после взлета с земли самолет почему-то сильно поднял нос и начал подниматься на высоту, превышающую нормальный угол. После того как высота полета достигла 300 метров, пассажирский самолет внезапно накренился вправо, затем полностью накренился вправо (около 90°) и начал терять высоту.

Самолет упал в поле в 14:52 и был полностью разрушен. На месте крушения возник пожар. Все три члена экипажа на борту погибли.

Расследование проводит Национальный совет по безопасности на транспорте (NTSB). Девять месяцев спустя был опубликован окончательный отчет, в котором совет заявил, что возможными причинами катастрофы были:

«Экипаж отклонился от процедурных требований контрольного листа и не смог определить, что стабилизатор установлен неправильно, и скорректировать его положение, в результате чего самолет потерял управление. Одним из факторов, способствовавших этой катастрофе, было то, что капитан разрешил полет инженер, не имевший лицензии на управление самолетом, заменил первого помощника и поднялся в воздух”.

Карта аэропорта Детройта. Место удара — место крушения. * - Свидетели катастрофы

После проверки выяснилось, что причиной ненормального угла тангажа самолета при взлете стал слишком большой угол возвышения на стабилизаторе (-7,5°). Неверная реакция бортинженера на запрос первого помощника, а также смена места работы не позволили вовремя распознать ошибку и перевести стабилизатор в нормальное взлетное положение. Еще одной причиной этой катастрофы стал ночной взлет. Из-за отсутствия профессиональных знаний и опыта бортинженер не смог вовремя определить неправильное пространственное положение самолета, в результате чего самолет заглох и не смог восстановиться на малой высоте.

Расследование авиакатастрофы в Telegram

https://t.me/rumayday

[Мой] Авиация Полет Самолет Инцидент в аэропорту Пилот гражданской авиации Катастрофа Авиакатастрофа США Длинная почта 11

Больше интересных статей здесь: Наука и техника.

Источник статьи: "О, теперь мы меняемся местами!" Бортинженер за штурвалом устроил катастрофу.