Легендарный истребитель Supermarine Spitfire был настолько совершенен и эстетичен, что даже его прямому наследнику оказалось невероятно трудно превзойти конкурентов. Новый самолет, получивший название Supermarine Spiteful, впервые поднялся в воздух 30 июня 1944 года. Его создание было реакцией британских инженеров на появление американского P-51 Mustang с его эффективным ламинарным крылом. Конструкторы осознали, что классическая форма «Спитфайра» достигла предела своего развития: установка более мощных двигателей не давала существенного прироста характеристик из-за резкого роста аэродинамического сопротивления. Технические требования к новому крылу, способному отодвинуть критическую скорость (число Маха, при котором сопротивление резко возрастает) с 0,64 до 0,72 (что эквивалентно увеличению примерно на 88,5 км/ч), были сформулированы еще в декабре 1942 года.

Поиск идеального крыла
Инженеры предложили два варианта. Первый, самый дешевый (модель 372), представлял собой модификацию старого крыла «Спитфайра» с измененной передней кромкой. Однако на испытаниях он показал мизерный прирост скорости — всего 6,5 км/ч — и был отправлен в утиль. Пришлось идти более сложным путем.Второй вариант, крыло Типа 371, проектировалось с нуля. Оно имело трапециевидную форму с прямоугольными законцовками, ламинарный профиль на консолях и неламинарный у корней — специально для размещения вооружения и убираемого шасси. Впервые на самолете этой линии шасси убиралось в направлении фюзеляжа, что наконец-то решило давнюю проблему с узкой колеей.
Новое крыло было прочнее за счет более толстой обшивки, что обрадовало прочнистов, но огорчило аэродинамиков. Они и не подозревали, что вскоре это решение окажется провидческим: именно такая конструкция позволила впоследствии создать складной вариант крыла для палубной авиации.

Трудный путь к прототипу
В феврале 1943 года проект столкнулся с новыми сложностями. Техническое задание усложнилось: к новому крылу добавились требования по установке соосных воздушных винтов, увеличению объема топливных баков и новых двигателей. В это же время техники с фанатичным упорством боролись с микронеровностями поверхности. Эксперименты в лакокрасочном цехе показали, насколько критично качество отделки: увеличение размера частиц краски с 0,0002 до 0,0022 дюйма снижало максимальную скорость на 69 км/ч, а при размере в 0,0040 дюйма потери достигали 82 км/ч.Создание первого прототипа заняло 18 месяцев.
Обратите внимание: У каждого своё хобби. У меня такое.
В результате получился гибрид: фюзеляж от «Спитфайра» XIV, новые крылья и пятилопастной винт (новый двигатель и соосный винт еще не были готовы). К сожалению, этот прототип разбился в сентябре 1944 года. Следующая машина, впервые взлетевшая 8 января 1945 года, была лишена краски вовсе, но обладала лучшей устойчивостью благодаря увеличенному хвостовому оперению. Проблемы с управляемостью, однако, сохранялись.
Закат поршневой эры
Еще до завершения испытаний Королевские ВВС заказали 200 истребителей «Спайтфул», но разработка затягивалась, а на горизонте уже появилась новая эра — реактивная авиация. От идеи с соосным винтом в итоге отказались. Военные аннулировали заказ, хотя вялотекущие работы по доводке самолета продолжались до 1946 года — некоторые специалисты все еще видели в нем потенциал.Лебединая песня: Spiteful XVI
Единственный экземпляр модификации «Spiteful XVI» (бортовой номер RB518) стал вершиной развития линии. На нем был установлен двигатель Rolls-Royce Griffon 101 с двухступенчатым трехскоростным нагнетателем, развивавший давление на впуске 175 гПа, и пятилопастной винт. После двух аварий двигатель заменили на Griffon 121 (аналогичный, но с редуктором для соосных винтов), оснастив его шестилопастным винтом Rotol. В ходе испытаний 1947 года самолету удалось достичь скорости 795 км/ч. Его карьера завершилась 29 марта 1949 года вынужденной посадкой «на брюхо»; машина была окончательно разрушена при неудачной попытке поднять ее краном.Если британское Министерство авиации потеряло интерес к самолету, то неожиданную заинтересованность проявила Швейцария. Однако британцы отказались делиться своими наработками, даже несмотря на очевидный закат эры поршневых истребителей.
Всего было построено 22 самолета Supermarine Spiteful, включая прототипы. Три последние машины, что особенно печально, были списаны, так ни разу и не поднявшись в небо. Военная техника авиационная британская истребительная площадка длинная колонна 4
Больше интересных статей здесь: Наука и техника.
Источник статьи: Британский Мустанг: хотим такое же, но своё.