Философский вопрос и детские воспоминания
Однажды мне задали необычный вопрос: «Что значит рай для того, кто любит рай?» Вопрос заставил задуматься и вернуться в детство. Я вырос недалеко от аэропорта Барнаула. Каждое лето мы с братом катались на велосипедах и обязательно подъезжали к аэропорту. Сквозь решетчатый забор мы пытались разглядеть самолеты. Чаще всего видели только хвост Ту-154, но когда удавалось увидеть, как самолет подруливает к стоянке, это было настоящее событие, сопровождаемое оглушительным ревом двигателей.
Вид, который нам так нравился, только с другой стороны забора.
Вечерами на даче, когда все дела были сделаны, мы играли на грунтовой дороге. Иногда, когда делать было совсем нечего, я просто лежал и подолгу смотрел на небо. Я смотрел на белоснежные кучевые облака и думал: как они могут быть такими цельными, если сквозь них летают самолеты? Я представлял, что там, в облаках, живут птицы, и мечтал подняться ввысь, чтобы увидеть этот мир своими глазами. Это воспоминание о беззаботном детстве без интернета и гаджетов вернулось ко мне спустя десятилетия благодаря тому самому вопросу.
Небо сегодня: от восхищения до вызова
Сегодня я все так же люблю смотреть на небо, но уже не только с земли, а и с высоты одиннадцати километров. Я видел его разным: глубоким летним, ярким морозным, прозрачным осенним, ароматным весенним. Оно бывает белым и пушистым, а бывает мрачным и грозным. Даже самая свирепая гроза, которая бросает вызов мастерству пилота, вызывает не только напряжение, но и искреннее восхищение силой стихии.
Небо не всегда дружелюбно, но даже в этом есть своя суровая красота.
Я летаю на больших самолетах с 2003 года. В моем летном журнале более двенадцати с половиной тысяч часов — это около 480 дней, прожитых в небе. Я хорошо помню свой первый взлет вторым пилотом на Ту-154. Это была темная майская ночь. Мы быстро разбежались по полосе, подняли нос и через несколько секунд нырнули в облака. Тогда я даже был немного разочарован: где же романтика? В учебном Ан-2 мы летали низко, любуясь землей, а тут — сразу в белую мглу.
Кабина Ту-154. Лето 2003 года.
Романтика большой авиации
Со временем я нашел романтику и в больших самолетах. Это сложная, ответственная работа, требующая взаимодействия с множеством людей и принятия важных решений. Это чувство, когда огромная машина слушается тебя, даже в самом сложном небе. Это открытие новых аэропортов, городов и стран. А еще — возвращение в любимые места, будь то сложный, но красивый аэропорт Тиват в Черногории или родной Барнаул, над которым заходя на посадку, видишь знакомые с детства леса и реку.
Что для меня небо? Это и есть жизнь.
Наверное, пилоты редко задумываются об этом философски. Небо — это часть работы, часть быта, как дыхание для человека. Но если задать вопрос от противного: «Каково быть пилотом, который не может подняться в небо?» — ответ становится очевиден. Даже те, кто жалуется на усталость и трудности, вряд ли с радостью променяли бы свою профессию на другую.
Испытания и возвращение домой
Мой путь в небо не был усыпан розами. Учеба в летном училище в 90-е дала суровый жизненный опыт. Позже были годы борьбы с бюрократией в офисе, которые выматывали и отнимали здоровье. И именно полеты, редкие в тот период, давали силы и энергию, чтобы продолжать. Я помню, как, обходя самолет перед вылетом, не мог сдержать восклицания: «Как же я люблю эту профессию! Нет ничего лучше, чем просто летать!»
Но наступают моменты, когда редкие полеты уже не спасают. В 2022 году, после сложного периода работы в России, я с ужасом обнаружил, что небо перестало меня привлекать. Это чувство было чуждым и пугающим. Спасением, как и раньше, стало зарубежное небо. Вернее, просто небо — ведь оно одно для всех на планете.
Медина, Саудовская Аравия, 2017 год.
Небо снова исцелило меня. И я с удивлением заметил, что дети на площадке рядом с домом не провожают глазами пролетающие самолеты. Для них это стало обыденностью. А мне 45, и я до сих пор, услышав гул, ищу в небе источник этого звука. Казалось бы, столько бессонных ночей и нервного напряжения связано с небом, но нет — я все так же смотрю вслед каждому самолету.
Пролетающий над домом Airbus A380 авиакомпании Emirates.
Небо — это все
Если бы у меня была возможность начать все сначала, я бы, не задумываясь, снова поступил в Бугурусланское летное училище. Все трудности и невзгоды только закалили страсть к этой профессии.
Небо стало для меня всем. Это не просто «офис», а вся моя жизнь и жизнь моей семьи. Почти все наши друзья так или иначе связаны с авиацией. Я бесконечно благодарен за предоставленную возможность и за то, что могу делиться своей любовью к небу с другими.
Я знаю, что до своего последнего полета буду ценить красоту неба, открывающиеся с высоты виды и мощь его стихий. А когда здоровье уже не позволит сидеть за штурвалом, я буду смотреть на пролетающие самолеты и мысленно желать коллегам: «Легкого неба и мягкой посадки!»
Возможно, среди тех, кто читает эти «небесные истории», уже есть те, кто свяжет свою судьбу с авиацией. Их уже много — и будет еще больше!
|История пилота: путешествие в любимый Улан-Удэ
Я никогда раньше не писала рассказы в таком формате. Это не просто подробное видео из кабины, это рассказ о моей летной жизни с Улан-Удэ, городом, в который я влюбился, летая рейсами S7 Airlines.
ПилотСамолетыГражданская авиацияМировая авиацияДеноканВидеоЯндекс Дзен (Ссылка) Длинный пост 14Больше интересных статей здесь: Наука и техника.
Источник статьи: Что значит небо для пилота?.