Что значит небо для пилота?

Недавно я получил вопрос от читателя: «Что значит рай для того, кто любит рай?» Он засмеялся.. честно говоря, даже засмеялся – это такой философский вопрос.

Я не сразу сел за клавиатуру, чтобы напечатать ответ. Несколько дней я ездил по Москве и окрестностям, неоднократно возвращаясь к этому вопросу, пытаясь где-то подсознательно представить себе небо и понять эмоции, которые оно вызывает. Сначала в мое сознание со скоростью модного ныне флешбека загрузилось совершенно забытое детское воспоминание…

У моих родителей была небольшая дача недалеко от аэропорта Барнаула. Каждое лето мы проводим там много времени, склоняясь перед нашими клумбами, на которых растут лук, чеснок и другие садовые боги. В перерывах между прополкой и поливом нам с братом разрешили покататься на велосипедах по окрестностям. Излюбленное место, конечно, привокзальная площадь аэропорта, где сквозь решетчатое ограждение можно увидеть перрон и даже самолеты - если, конечно, полицейский не решит дисциплинированно выполнять свой долг. Передвигаться по площади запрещено, так как она считается дорогой. Но ответственные полицейские в аэропортах редкость, поэтому мы бегали туда-сюда и по диагонали через эту огромную (для детей) территорию.

Услышав грохот, они подкатились к забору, вылезли наружу и попытались увидеть грохочущий самолет, но это не всегда получалось – угол обзора был мал. Чаще всего это зрелище ограничивается кормой Ту-154, припаркованной параллельно вокзалу; иногда вам посчастливится увидеть, как пассажирский теплоход подруливает к одной из двух стоянок, видимых со смотровой площадки, в окружении звук был оглушительным. Разлив из турбореактивного двигателя.

После достаточной поездки мы вернулись на место происшествия.

Это хвосты, которыми мы восхищаемся только с другой стороны

Вечером, когда основные дела на даче были закончены, у нас, мальчишек, появилось немного свободного времени. Им не разрешалось убегать далеко, поэтому они часто играли на садовой дорожке — грунтовой дороге, где родители парковали свои машины рядом с картофельными плантациями и ароматными навозными кучами. Вы можете сидеть в машине и крутить руль, представляя себя водителем. Но внутри было жарковато, поэтому мы весело провели время на свежем воздухе в позитивном ключе: играли «ножами», ловко бросая холодное оружие в мягкую пыль. Или они просто сбежали.

Иногда меня возили на виллу одного, и когда делать было совсем нечего, я просто смотрел на небо. Я смотрел это в течение долгого времени. Я смотрел на белоснежные кучевые облака на голубом небе и думал: Как это возможно – они кажутся такими цельными, но я уже знаю, что они не такие! Самолеты пролетают над ними с легкостью!

Я смотрел на небо и представлял птиц, живущих там. Они летают в облаках? Интересно, что видят пилоты, погружаясь в белоснежные облака? В своем воображении я вознесся в голубое небо, летая между башнями кучевых облаков. Я даже помню, как встретил в нем небесных обитателей.

Это было три с половиной года назад. Если бы не вопросы читателей, вернулось ли бы ко мне это сладкое воспоминание о счастливом детстве без Интернета и смартфонов?

|Мои книги по авиации на Литресе
Книги об авиации на сайте ЭКСМО

Сегодня я все еще люблю смотреть на небо. Как я мог это увидеть, ни с земли, ни с высоты одиннадцати километров! Глубокое голубое небо летом, яркое морозное небо зимой, прозрачная синева, покрытая паутиной, осеннее небо, ароматное весеннее небо... Небо белое и укутанное облаками. Небо было темным, звезды мерцали, и завеса Млечного Пути едва виднелась. Он был покрыт следами полета самолета, светящимися малиновым и окрашенным в желтый цвет. Он пушистый и милый, но мрачный и неприветливый.

Небо может быть настолько недобрым и неприветливым, что по логике прагматичного неромантика оно должно полностью подавлять всякое чувство тепла.. но нет - даже мощная гроза даст вам настоящую работу, трудную, с ней нужно разобраться безопасно перевезти пассажиров, а прибыть в пункт назначения возмущенным из-за неровностей – это не только напряженные нервы, но и искреннее восхищение.

Не буду говорить за всех пилотов, но сам я до сих пор наблюдаю за облаками.

Я работаю на больших самолетах с 2003 года. Большую часть своей жизни я провел в небе и облаках...

Я написал и подумал об этом. В моем журнале полетов двенадцать с половиной тысяч часов. Более четырех тысяч рейсов. Если исключить время руления по асфальту (примем за тысячу) и не считать рейсы пассажирами, то получится, что я прожил в небе 480 дней.

Внутри кабины Ту-154. Лето 2003 г

Я хорошо помню свой первый взлет в качестве молодого второго пилота красноярской авиакомпании «Сибавиатранс». Это была темная и пасмурная майская ночь. Быстро пробежав по взлетно-посадочной полосе, наш Ту-154, бортовой номер 85395, поднял нос в небо и через несколько секунд вошел в облака. Итак, мы доехали до Норильска, где нам очень повезло с первым полетом! – Приземление в самой нижней точке аэропорта. Высота 90 метров, облака густые, видимость в тумане меньше километра. Мы вышли из облаков и почти сразу приземлились.

Ту-154

Я тогда даже был разочарован. Летать на Ан-2 интереснее, мы не летаем в облаках в «уголках» и редко поднимаемся выше 900 метров. Вы летаете через весь земной шар, любуясь видами и купаясь в невидимых воздушных потоках. Впереди гудят двигатели, душа поет.. и вот - через две секунды ты в облаках, пока не приземлишься.

Я хорошо помню вопросы, которые пришли мне в голову сразу после взлета: «Что это? Где романтика?»

An0 Романтика полета

Спустя некоторое время я наконец-то обрел романтику больших самолетов. Это сложная и ответственная работа: работать с разными людьми (пилотами, начальниками, бортпроводниками, техническими специалистами, пассажирами и многими другими), изучать постоянно меняющиеся правила игры и принимать решения, которые позволят вам летать идеально. Это чувство эгоистичной радости подобно большой железной птице, которая слушает вас — она всегда слушает, даже когда худшее небо искажает его. Открытие нового аэропорта имеет свои интересные особенности. Посетите новые города и страны…

Почему только «новые»? После полета вы обнаружите, что в мире есть множество мест, куда хочется возвращаться снова и снова. Тот же аэропорт Тиват в Черногории хоть и не самый простой аэропорт, но красив и интересен, будь то в первый или в сотый раз. Или мой родной Барнаул - раннее утро, приземление над оставшимся ленточным лесом, поворот направо на затянутый пушистым туманом приток Оби, отцовский дом где-то слева…

Как это может быть скучно?!

Что для меня рай?

Что такое Вселенная для человека?

Наверное, об этом мало кто задумывается, и пилоты вряд ли будут ломать голову, думая о небе. Это. Оно окружает. Небо – это не только часть работы, но и часть самой жизни.

Навстречу вам летит самолет

Человек почти не задумывается о том, как он дышит. Он дышит – и все. Поэтому пилоты не часто задумываются о том, что для них значит небо. Не все коллеги разделяют романтическую любовь к закатам и рассветам. Для таких людей небо – это небо Африки, так зачем пускать слюни.

Пустыня Саудовской Аравии

Только здесь вопрос можно поставить иначе, как в математике, используя доказательство от противного. Если спросить: «Каково быть пилотом, который не может подняться в небо?» — то, напротив, ответ на вопрос читателя появится сразу.

Даже среди моих коллег, даже тех, кто заявляют, что устали летать и никогда не отдадут своих детей в небо, вряд ли многие были бы рады возможности никогда больше не подняться в небо. Когда они работают, летают или получают зарплату, они легко могут возмутиться и пожаловаться на лишения и трудности. Плохому пилоту некому жаловаться или жаловаться.

И вот вдруг ты оказываешься прикованным к земле…

Мне часто задают такой вопрос: «Вы не боитесь летать?»

Мой ответ прост и искренен:

- Боюсь, я не осмелюсь летать.

Моя дорога в рай не вымощена лепестками роз. Обучение в летной школе дает больше жизненного опыта, чем хорошие летные навыки. Я до сих пор поражаюсь, как мне удавалось сохранять оптимизм в мрачные времена конца девяностых и начала 2000-х…

Хе-хе! В моем Telegram-канале мы часто шутим о молодом человеке, предполагающем, что, несмотря на множество очевидных трудностей, еще есть вера в то, что отечественный авиапром в конце концов выпустит что-то полезное. Но оказывается, для меня, молодого человека, основой оптимизма стала вера в то, что однажды все наладится само собой.

(Я улыбаюсь, когда пишу. Хорошо быть молодым — в это гораздо легче «верить», чем во взрослом возрасте.)

Бугурусланское летное училище. Лето 1997 г

Когда я вырос в том же небе, в глазах таких же молодых людей, пусть еще не старик, но явно уже не молодой летчик, сила моего оптимистического духа подвергалась испытаниям вновь и вновь. В течение восьми лет я оставил большую часть своих нервов и здоровья в «конторе», где пытался растрясти заржавевшую систему формализма и обмана и построить новые рельсы против динозавров сопротивления и болезненных укусов. Было время, когда я был совершенно измотан и крайне недоволен происходящим, и отчетливо помню чувство счастья, когда успешно поднялся в небо – летая как обычный пилот. Эти полеты заряжают меня энергией и помогают стать сильнее перед следующей офисной ссорой.

"Пилот самолета" - книга для тех, кто мечтает стать пилотом
"Второй пилот, капитан, инструктор" - Книга пилотов

Я ходил вокруг самолета, выполняя свой предполетный ритуал, вдыхая пьянящий запах аэропорта и любуясь зеленым фюзеляжем на фоне голубого неба. Он не смог сдержать то, что выпалил:

- Как мне нравится эта профессия! Нет ничего лучше, чем летать – просто летать!

Но приходит время, когда редкие рейсы уже невозможно спасти. Я не думаю, что выдержал бы это без шуток. Здоровье – это не то же самое, что молодость. В один солнечный августовский день я порвал с офисом, оставил свою высокую должность в «пищевой цепочке», сел в кресло рядового командира и вскоре осуществил давнюю мечту — работать в компании с транснациональной корпорацией. Команда иностранных авиакомпаний. Хотя на Ближнем Востоке по-прежнему жарко, воздух здесь исключительно свежий.

Дубай

Сумасшедшие малиновые закаты сменились простыми оранжевыми закатами. Зеленая зона – каменистая пустыня. Кстати, последнее меня поначалу разочаровало, но со временем я научился видеть красоту марсианского пейзажа. Я снова нашел романтику.

Когда все только затихло, случился коронавирус.. и некогда было подниматься в небо, в которое невозможно было подняться.

Марсианский пейзаж где-то на юге Пакистана

А потом даже произошло то, что заставило меня почувствовать если не отвращение к небу, то уж точно апатию - весной и летом 2022 года, после года работы в России, все началось с невероятного вдохновения, с глубокого разочарование и потеря положили конец вере в возможность победы над одомашненными динозаврами. Став безработным пилотом, я, к своему ужасу, обнаружил, что такое небо меня не привлекает. И это чувство меня смутило – я не привыкла не любить небо.

После первого полета Победы в Шереметьево. 1 мая 2021 г

Как и в 2017 году, моим спасением вновь стало зарубежное небо. Хотя почему «инопланетянин»? Это неправильно писать. Мы говорим: «Небо одинаково для всех людей» и это совершенно верно. Поработав и получив большой опыт работы с людьми со всего мира, понимаешь это безоговорочно.

Медина (Саудовская Аравия), 2017 г

Небеса снова исцелили меня. Рана зажила, и я больше не чувствую неприятной тяжести в груди, когда смотрю в небо, чтобы следовать за следующим самолетом над своим домом в Домодедово.

Было также несколько вещей, которые меня удивили. Почему дети, играющие в мяч рядом со мной, не следят глазами за пролетающими самолетами? Неужели это стало для них настолько привычным и нормальным, что не вызывает восхищения?

Мне 45 лет, и сколько себя помню, всякий раз, когда я слышал рев двигателя, я искал в небе самолет, который это сделал. Кажется, я должен устать от самолетов и неба — бессонных ночей, нервного напряжения и всех несчастий, происходящих по их «вине»…

но нет. В небе гудел самолет, и я снова искал его глазами.

Эмирейтс А380 пролетает над моим домом

Что для меня рай?

Если бы у меня была возможность сделать это снова, я бы, без сомнения, снова поступил в Бугурусланское летное училище в 1996 году. И даже если бы все невзгоды и трудности повторялись, без них, возможно, у меня не было бы такой страсти к этой профессии.

Небо стало для меня всем. Это не просто мой «офис», это вся моя жизнь. Не только моя жизнь, но и жизнь моей семьи, которая стоически пережила со мной все превратности жизни под одним небом. Профессия пилота для нас больше не просто работа. Почти все наши друзья так или иначе связаны с небесами – будь то карьера или любовь. Хоть они и не были связаны кровным родством, они все равно стали друзьями просто потому, что жизнь свела нас вместе – и дело пошло именно в этом направлении благодаря моей карьере.

Я очень благодарен за предоставленную мне возможность и за то, что я смог ею воспользоваться.

Я благодарен за возможность отплатить Фортуне и поделиться со всеми вами своей любовью к небу.

Я верю.. нет - я знаю, что до конца своего последнего полета я буду ценить красоту неба, виды, которые оно представляет, и силу стихий, живущих в нем.

Даже если мое здоровье уже не позволит мне сесть за штурвал, я посмотрю в небо на один из гудящих самолетов и пожелаю своим невидимым коллегам:

- Летите смело, хорошие ребята!

Возможно, туда полетят те, кто свяжет свою жизнь с авиацией из-за участия в «Райских историях». Их уже много – и будет еще больше!

|История пилота: путешествие в любимую Улан-Улу

Я никогда раньше не писала рассказы в таком формате. Это не просто подробное видео из кабины, это рассказ о моей летной жизни с Улан-Удэ, городом, в который я влюбился, летая рейсами S7 Airlines.

ПилотСамолетыГражданская авиацияМировая авиацияДеноканВидеоЯндекс Дзен (Ссылка) Длинный пост 14

Больше интересных статей здесь: Наука и техника.

Источник статьи: Что значит небо для пилота?.