
В 1920-е годы пересечь Атлантику было непросто. Путешествие на корабле занимало до 12 дней, а полеты на дирижаблях были редкими и чрезвычайно дорогими. Именно эта потребность в надежном трансатлантическом пассажирском самолете и вдохновила на создание гигантской летающей лодки Dornier Do X. Однако, как показала история, масштаб не всегда гарантирует успех.
Эпоха летающих лодок
Ненадежность авиационных двигателей того времени делала вынужденные посадки частым явлением. Над сушей это было допустимо, но над океаном — катастрофично. Решением стали гидросамолеты, способные садиться на воду. К 1930-м годам уже летали изящные американские Boeing 314 Clipper и британские Short Empire. Но задолго до них в небо поднялся настоящий левиафан — немецкий Dornier Do X, на момент создания бывший самым большим самолетом в мире.

Boeing 314 Clipper — успешный пример пассажирской летающей лодки.
Конструктор и его путь
Идея принадлежала Клоду (Клаудиусу) Дорнье. Получив инженерное образование, он начал карьеру на заводе Цеппелин, но его всегда больше привлекали самолеты. Дорнье увлекся использованием легких алюминиевых сплавов в авиации. В 1912 году ему позволили основать собственное конструкторское бюро, результатом которого стал истребитель Zeppelin-Lindau DI — один из первых с цельнометаллическим монококовым фюзеляжем.
Позже Дорнье создал огромный цельнометаллический гидросамолет Zeppelin-Lindau Rs.IV, а в 1923 году основал компанию Dornier Flugzeugwerke. Успех принесла летающая лодка Do J Wal («Кит»), но амбиции конструктора простирались дальше.

Dornier Do R4 Superwal — предшественник гиганта. Источник: Bundesarchiv Bild 102 10075 CC BY-SA 3.0.
Рождение гиганта: Dornier Do X
Do X не был революционным с технической точки зрения. Это был высокоплан с металлическим фюзеляжем и тканевой обшивкой крыла, стабилизированный на воде двумя подкрыльевыми поплавками. Его главной особенностью был колоссальный размер: размах крыла 47.8 м и длина 40.05 м, что сопоставимо с современным Boeing 767.
Сердцем машины стали 12 радиальных двигателей Siemens Jupiter, установленных в шести спаренных гондолах над крылом. Управление ими было сложным: пилот, как капитан корабля, отдавал команды бортинженеру через телеграф.
Внутри самолет поражал воображение тремя палубами. На верхней располагалась кабина экипажа и пост управления двигателями, на главной — роскошный салон с кожаными креслами, кухней, баром и столовой, а на нижней находились топливные баки и грузовые отсеки.

Dornier Do X — поистине гигантский самолет, сравнимый с Боингом 767.
Рекорды и проблемы
В 1929 году Do X установил мировой рекорд, подняв в воздух 169 человек (в основном сотрудников завода и журналистов). Интерьеры были отделаны с невероятной роскошью: персидские ковры, дорогая мебель. Хотя самолет мог брать на борт до 100 пассажиров, рассчитывали на 40 состоятельных клиентов.
Однако выявились и серьезные недостатки. Двигатели Siemens оказались слишком слабыми. При полной загрузке самолет едва набирал высоту 150 метров. Их заменили на более мощные американские Curtiss Conqueror, что позволило подняться до 600 м, но этого все равно было недостаточно для комфортного океанского перелета. Главным же бичом стал чудовищный расход топлива — около 1800 литров в час.
На самолете 12 двигателей, но его характеристики плохие, а расход топлива высокий. Источник: Bundesarchiv Bild 102 10659 CC BY-SA 3.0.
Трансатлантический провал
В ноябре 1930 года Do X отправился в демонстрационный перелет из Германии в Нью-Йорк. Вместо триумфа получилось эпическое путешествие, длившееся более 9 месяцев. Из-за малой дальности полета маршрут состоял из множества коротких перелетов. В Лиссабоне на борту вспыхнул пожар, уничтоживший часть крыла, и ремонт занял полтора месяца. В Нью-Йорк самолет прибыл только в августе 1931 года.
Обратный путь занял всего три дня, но было уже поздно. Мир погрузился в Великую депрессию, и рынок роскошных авиаперевозок исчез. Lufthansa, получившая самолет, не нашла ему применения. После нескольких полетов и аварии в 1933 году Do X стал музейным экспонатом, а в 1945 году был разобран на металлолом.

Do X в музее — конец эпохи гигантизма.
Итальянская глава
Помимо немецкого экземпляра, два Do X были проданы Италии (Do X2 и Do X3). Оснащенные еще менее мощными двигателями Fiat, они так и не стали пассажирскими лайнерами, а использовались военными для морского патрулирования и даже испытаний в качестве бомбардировщика. Оба были списаны к 1937 году.

Итальянский Do X в военном камуфляже.
Заключение: почему больше — не значит лучше
Dornier Do X был смелым технологическим вызовом и символом амбиций своей эпохи. Однако его погубил комплекс факторов: несовершенство двигателей, катастрофический расход топлива, малая практическая высота полета и чудовищная стоимость эксплуатации. Но главным оказался фактор времени: самолет появился на стыке эпох, когда мир уже не мог позволить себе такую роскошь.
Парадоксально, но гораздо более скромная и надежная летающая лодка Dornier Wal оказалась коммерчески успешной и долгое время обслуживала авиалинии. Do X навсегда остался в истории как великолепный, но бесперспективный тупик в развитии авиации, наглядно доказавший, что в инженерном деле гигантизм без точного расчета и экономической целесообразности обречен на провал.
Технические характеристики Dornier Do X:
Экипаж: 10-14 человек.
Вместимость: 66-100 пассажиров.
Длина: 40,05 м.
Размах крыла: 47,8 м.
Высота: 10,25 м.
Максимальный взлетный вес: 49 т.
Двигатели: 12 × Siemens Jupiter, 525 л.с. каждый.
Максимальная скорость: 242 км/ч.
Дальность полета: 1700 км.
Источник: PlaneHistoria, 21 января 2023 г.
Автор: Стив МакГрегор
Мой перевод.
Больше интересных статей здесь: Наука и техника.
Источник статьи: Dornier Do X – Больше не всегда лучше....