
Московский аэропорт Шереметьево. 16:00. 5 мая 2019 года, воскресенье. В столице моросил дождь. В этот день должен был состояться регулярный рейс «Аэрофлота» SU1492 по маршруту Москва — Мурманск. На борту лайнера Sukhoi Superjet 100 находились пять членов экипажа и 73 пассажира.
Экипаж и предполетная подготовка
Пилоты и бортпроводники прибыли в аэропорт за полтора часа до вылета. Пройдя медосмотр и предполетный инструктаж, экипаж занял свои места на борту самолета.

Командиром воздушного судна был 42-летний Денис Евдокимов, бывший военный пилот, имевший около 7000 часов налета, из которых 1500 — на самолетах Sukhoi Superjet 100. Его помощником — 36-летний второй пилот Максим Кузнецов, с 600 часами налета на SSJ-100. В салоне пассажиров обслуживали три бортпроводника: Ксения Фогель, Татьяна Касаткина и 21-летний Максим Моисеев.
Вылет и встреча с грозой
В 17:40 посадка завершилась. Экипаж получил информацию о погоде и схеме вылета «Кило Эхо 24 Ноября», которая предполагала разворот на 180 градусов после взлета. Однако прямо на курсе экипаж на навигационном дисплее увидел грозовой фронт.

Несмотря на это, запроса на обход грозы от экипажа не последовало. После получения разрешения самолет вырулил и в 18:02 взлетел с полосы 24C.
Чрезвычайная ситуация в воздухе
Набрав высоту, самолет вошел в зону грозовой активности. В 18:07, на высоте около 2150 метров, произошло событие, ставшее роковым: по данным предварительного отчета, в самолет, вероятно, ударила молния.

Это привело к автоматическому отключению автопилота и переходу системы управления в аварийный «ПРЯМОЙ РЕЖИМ» (Direct Law). В этом режиме отключаются все системы автоматической поддержки и защиты, и пилот управляет самолетом напрямую, без помощи автоматов, которые в обычном режиме предотвращают критические ошибки.

Управление взял на себя командир Денис Евдокимов. Его действия, согласно данным расшифровки, были резкими и импульсивными: за 18 секунд он более 10 раз дергал штурвалом, создавая правый крен. Хотя ситуация не была классифицирована как аварийная, после краткого обсуждения экипаж принял решение вернуться в Шереметьево.
Роковое решение и сложная посадка
Восстановив связь, экипаж запросил возврат. Диспетчер дал указание снижаться. Пока самолет находился в зоне ожидания, экипаж изучал руководство по эксплуатации в «прямом режиме». Вес самолета составлял 42 600 кг, что на 1600 кг превышало максимально разрешенную посадочную массу.

Несмотря на сложные погодные условия, включая боковой ветер до 16 м/с, и предупреждение системы о возможном сдвиге ветра, которое экипаж проигнорировал, командир принял решение садиться в Шереметьево, будучи уверенным в своих силах.

Заход на посадку проходил на повышенной скорости. На высоте 80 метров самолет начал уходить ниже глиссады. Чтобы исправить ситуацию, пилот добавил тягу, что привело к дальнейшему росту скорости. Критической ошибкой стало то, что экипаж забыл вручную выпустить спойлеры (интерцепторы) для сокращения пробега, которые в «прямом режиме» не выпускаются автоматически.
Цепь разрушительных касаний
Первое касание с полосой произошло на скорости 293 км/ч с сильной вертикальной перегрузкой. Самолет отскочил, как мяч.

После отскока пилот потянул штурвал на себя, что привело к резкому пикированию и второму, еще более жесткому касанию с перегрузкой около 5.85 G.

Командир попытался уйти на второй круг, но его действия с органами управления были противоречивыми, и тяга двигателей не увеличилась. Третье касание окончательно разрушило стойки шасси и пробило топливные баки.

По полосе растеклось горящее авиатопливо.

Эвакуация и героизм экипажа
Самолет остановился, объятый пламенем. Экипаж приступил к экстренной эвакуации через надувные трапы в носовой части.
Бортпроводники, следуя инструкциям, делали все возможное для спасения пассажиров. Особый героизм проявил 21-летний бортпроводник Максим Моисеев, оставшийся в хвостовой части самолета, пытаясь открыть заклинившую заднюю дверь. Он погиб, выполняя свой долг.

Из 78 человек на борту (73 пассажира и 5 членов экипажа) спаслись 37. Погибли 40 пассажиров и бортпроводник Максим Моисеев. Большинство жертв находились в задней части салона.
Расследование и суд
Межгосударственная авиационная комиссия (МАК) подтвердила факт удара молнии и перехода управления в «прямой режим».

Следственный комитет РФ возбудил уголовное дело. Командир Денис Евдокимов был обвинен в нарушении правил безопасности, повлекшем гибель людей. Он свою вину не признал, утверждая, что причиной катастрофы могли быть конструктивные недостатки самолета, а его действия были вынужденными в сложившейся ситуации.

В интервью он заявил, что не был должным образом подготовлен к ручному управлению самолетом в аварийном «прямом режиме», так как такие тренировки проводятся только на тренажерах.
Отец пилота, Александр Евдокимов, поддерживал сына. Со слов отца, при их первой встрече после трагедии Денис сказал: «Папа, я не виноват».
20 июня 2023 года Химкинский городской суд приговорил Дениса Евдокимова к 6 годам колонии общего режима, лишил права заниматься профессиональной деятельностью на 3 года и взыскал в пользу потерпевших 2,5 млн рублей.


Эта катастрофа стала одной из самых трагических в истории современной российской гражданской авиации, высветив вопросы подготовки экипажей к нештатным ситуациям, человеческого фактора и надежности техники.
В основном тексте использованы материалы предварительного отчета МАК.
«Расследование авиакатастроф» в Telegram: https://t.me/rumayday
Больше интересных статей здесь: Наука и техника.
Источник статьи: "Папа, это не моя вина". Жуткая катастрофа Суперджета в Шереметьево в 2019 году.