Дирижабль "Roma". Короткая жизнь и трагический итог

В комментариях @UuuuhBl9 попросил рассказать о дирижаблях. Это перевод статьи на эту тему.


После Первой мировой войны Италия была особенно заинтересована в разработке дирижаблей для коммерческого использования, а итальянские инженеры сосредоточились на полужестких дирижаблях как будущем гражданского воздушного транспорта.

19 марта 1920 года дирижабль Т.34, позже названный «Рома», готовился к своему первому полету в аэропорту Чампино к юго-востоку от Рима. Фото предоставлено: АРХИВ П. МОНТИ.

Италия, как и Германия, наиболее широко использовала дирижабли во время Первой мировой войны, хотя быстрое развитие авиации означало, что использование этих больших дирижаблей осуществлялось почти исключительно в ночное время. После войны в Италии все еще было много сторонников дирижаблей, особенно в сфере гражданского транспорта, где его мощные транспортные возможности и долговечность предлагали возможности, невообразимые для самолетов того времени.

Величественный Т.34 во время своего первого испытательного полета. Что заслуживает внимания, так это характерный трехкрылый хвост.

Италия и дирижабли

Итальянские конструкторы сосредоточили свое внимание на дирижабле полужесткой конструкции, характеризующемся центральным гребнем треугольного сечения, где снизу соединяются гондола и двигатели, а сверху корпуса дирижабля соединяются две отдельные части. Первая представляет собой водородную камеру с избыточным давлением, оснащенную специальным вентиляционным клапаном. Стабильность формы и конструкции дирижабля обеспечивается второй частью, состоящей из отдельной внешней оболочки с воздухом, называемой «баллоном», который, расширяясь или сжимаясь, компенсирует любые изменения объема водорода. Вся конструкция усилена большой жесткой параболической конструкцией, расположенной в носовой части дирижабля.

Этот вариант позволяет строить дирижабли малого и среднего размера (10 000-40 000 куб м), сокращая затраты и сроки строительства по сравнению с жесткими дирижаблями, разработанными в Германии. Итальянская программа завершилась созданием дирижабля, спроектированного Умберто Нобиле и использованного в серии знаменитых полярных экспедиций.

Т.34 оснащался двигателем Ansaldo San Giorgio мощностью 450 л.с.

После Первой мировой войны идея использования больших дирижаблей для гражданского транспорта привлекла большое количество последователей среди итальянских конструкторов, настолько, что к 1919 году ведущие конструкторы в этой области — Нобиле, Селестино Усуэлли и Артуро Крокко — начали исследования нового Полудирижабль — большой жесткий дирижабль, способный совершать трансконтинентальные перелеты. Однако концепция стала реальностью благодаря вмешательству генерала Маурицио Марио Мориса, который организовал строительство нового дирижабля в Stabilimento Costruzioni Aeronautiche Regio Esercito (Корпус Королевской армии). Название нового дирижабля было Т.34 – Т обозначало трансатлантический перелет, а цифра 34 обозначала общий объем дирижабля 34 000 кубических метров – и он получил название «Рим».

Планируется, что дирижабль станет самым большим полужестким дирижаблем из когда-либо построенных, общей длиной 128 метров и диаметром 22 метра. Силуэт дирижабля был чем-то похож на силуэт немецкого цеппелина (но его конструкция сильно отличалась, включая жесткую металлическую конструкцию), но имел меньшую коническую форму и большое трехпланное хвостовое оперение. От носа до кормы проходит треугольная центральная балка, на которой установлены машинные отделения для шести 450-сильных двигателей. Двигатель Ansaldo San Jorge оснащен большим деревянным толкающим винтом, который позволяет проводить техническое обслуживание в полете. Командный модуль рассчитан на размещение 25 пассажиров.

Двигатели Ansaldo расположены под разными углами — 12° для передней пары двигателей; Вторая пара расположена под углом 10°, а последняя пара параллельна линии полета.

Используя ряд внутренних проходов и лестниц, экипаж может получить доступ внутрь дирижабля для выполнения работ по техническому обслуживанию. Общий вес дирижабля составляет менее 20 тонн, но его самым выдающимся преимуществом является скорость около 110 километров в час.


первый полет

Свой первый полет «Рома» совершил 19 марта 1920 года и при летных испытаниях не столкнулся с какими-либо серьезными техническими проблемами. Особо стоит отметить, что 20 сентября того же года король Витторио Эммануэле III в качестве высокого гостя совершил испытательный полет на рейсе между Римом, Неаполем и Палермо. Несмотря на новаторские решения и особенности нового дирижабля, итальянский рынок гражданского транспорта еще не был готов к такой машине, и после длительных переговоров Roma был продан правительству США в начале 1921 года за 184 000 долларов. Гораздо дешевле стартовой цены в 475 000 долларов.

20 сентября 1920 года король Витторио Эммануэле III вылетел в Неаполь и Палермо на борту «Ромы». //Меню, подаваемое гостям в самолете.

15 марта 1921 года, когда американский экипаж в составе майора Джона Г. Торнелла, капитана Дейла Мабри и лейтенанта У. Дж. Рида принял полет дирижабля, на борту были почетные гости: консульство США в Италии, посол Роберт Андервуд Джонсон и принц Принс. Виго из Дании. Полеты Roman Airlines довольно длительные: они пролетают над Неаполем и Капри, предлагая гостям вкусный обед с шампанским и наслаждаясь потрясающим видом на Везувий.

Чтобы переправить цыган в Соединенные Штаты, американские офицеры сначала рассматривали возможность прямого трансатлантического перехода, а позже решили, что разумнее было бы разобрать дирижабль и переправить его в Нью-Йорк морским путем.

15 марта 1921 года «Рома» была передана американскому экипажу, который отправился в длительное экскурсионное путешествие из Рима со многими высокопоставленными лицами на борту. Дирижабль направился на юг, в Неаполь, и пролетел над Капри.

В начале августа 1921 года, через месяц после того, как Рим покинул Италию, сборка дирижабля началась в Лэнгли, штат Вирджиния, где был построен большой ангар, а также лаборатория по производству водорода. Последней базой дирижабля был Брукс-Филд недалеко от Сан-Антонио, штат Техас, где расположена Школа подготовки воздушных наблюдателей армии США.

Главный салон Roma вмещает около 25 пассажиров, если он собран в Соединенных Штатах. Изначально дирижабль задумывался как трансатлантический аппарат, также конструкторы спроектировали более крупный дирижабль проекта Т.120, вместимостью 100 пассажиров.

В конце лета 1921 года трое инженеров находились в ангаре дирижаблей в Лэнгли. Вы можете себе представить, насколько велика тыловая часть в Риме».

5 ноября 1921 года в Лэнгли завершился сбор команды «Рома». Утром 15 числа на стадион прибыло более 1000 зрителей, чтобы наблюдать за взлетом. Торнелл берет на себя управление. Из ангара величественно появился серебряный дирижабль с написанным на нем словом «Рим» и белой пятиконечной звездой на носу. В 10:30, после почти часовой предполетной подготовки, дирижабль начал медленно взлетать, хотя двигатель Ansaldo сразу же столкнулся с проблемами и не смог развить полную мощность. Несмотря на эту проблему, капитан без серьезных проблем продолжил полет, пока в 11:30 не была обнаружена утечка водорода. Корабельным техникам удалось устранить течь, и в 13:00 дирижабль начал стыковку, которая успешно завершилась через полчаса. Еще один более успешный полет состоялся 23 ноября.

15 ноября 1921 года военный корабль США «Рим» высунул нос из ангара дирижабля в Лэнгли перед своим первым полетом в Соединенные Штаты..


Официальный трансфер

При этом 9 декабря в аэропорту Боллинг в Вашингтоне состоялась официальная церемония передачи дирижабля. Однако ненадежный двигатель Ансальдо в то утро вызвал новые проблемы, задержав вылет дирижабля из Лэнгли и вынудив церемонию отложить до 21 декабря. У дирижабля снова возникли технические проблемы, и незадолго до полудня он прибыл в аэропорт Боллинг. Из-за сильных порывов дирижабль появился на публике в нестабильном состоянии полета с оторванной частью внешней оболочки. Однако благодаря усилиям экипажа и наземного обслуживающего персонала дирижабль смог стать на якорь, однако долгожданный демонстрационный полет во второй половине дня, на котором присутствовало множество гражданских и военных сановников, пришлось отменить.

Во время церемонии посол Италии Роландо Риччи поблагодарил правительство и военное руководство США за то, что они позволили дирижаблю сохранить свое первоначальное название, сказав: «Я благодарю власти за их любезность и вежливость по отношению ко всей Италии». Со своей стороны Кокс выразил уважение и благодарность итальянским техническим специалистам и американскому экипажу за преодоление сложных условий и успешное завершение полета из Лэнгли. Незадолго до выпуска Classic Champagne начальник штаба Италии генерал Джузеппе Ваккари и Заунер водрузили на корме «Ромы» американский флаг».

23 ноября 1921 года дирижабль армии США «Рим» совершил свой второй испытательный полет над Норфолком, штат Вирджиния.

31 декабря Торнелл передал командование «Ромой» капитану Марбери, которому было поручено проследить за заменой двигателей «Ансальдо» на более мощные и надежные двигательные установки «Либерти». Тем временем велись ремонтные работы на внешней оболочке и внутренних отсеках, хотя в письме от 1 февраля 1922 года Марбери подчеркивал декану авиационного института необходимость замены внешней оболочки и баллона.

23 августа 1921 года дирижабль ZR-2 ВМС США (бывший британский жёсткий дирижабль R38) разбился в Англии из-за разрушения конструкции и последующего пожара, в результате чего погибла большая часть экипажа. После трагедии прозвучали призывы заменить легковоспламеняющийся водород гелием, инертным газом, который не горит, но гораздо дороже. К сожалению, запрос был отклонен по бюджетным причинам.

Обратите внимание: "Белая мгла" и дважды выживший в катастрофах.

Это решение крайне негативно отразилось на Роме и его команде.

Сборная США принимает Рому в Италии. Стоят слева направо: сержанты Дж. М. Биденбек, В. К. Хоффман, М. Дж. Бил, Х. А. Чепмен и Р. К. Макнелли. Сидят слева направо: лейтенант У. Дж. Рид, майор Дж. Дж. Торнелл и капитан Дейл Мабри.

После нескольких недель работ по установке новых двигателей Рим планировал возобновить полеты в конце февраля 1922 года. 21 числа, прождав все утро улучшения погоды, сразу после 12:00 дирижабль вытащили из ангара, и 45 человек, включая членов экипажа, технических специалистов и VIP-персон, заняли свои места в пассажирском отсеке. «Рома» взлетел рано, и с того момента, как отсоединились стыковочные тросы, Марбери пришлось изрядно потрудиться, чтобы управлять дирижаблем. Дирижабль тут же начал слишком быстро подниматься, приняв резко восходящее положение, и восстановил правильное положение полета только после решительного использования выпускного клапана.

После этой первоначальной проблемы полет поначалу прошел гладко: Рома достиг скорости 120 км/ч, чего двигатель Ansaldo никогда не достигал. Стоит отметить, что американский двигатель работал хорошо и производил меньшую вибрацию планера, чем его итальянский предшественник. Однако в носовой части дирижабля была обнаружена утечка газа, нарушившая спокойствие полета. Однако, когда ситуация, похоже, стабилизировалась, Марбери решил продолжить полет.


катастрофа

Незадолго до 14:00 в командном пункте были зафиксированы аномальные вибрации, а в газовой камере №1 обнаружена утечка газа и сработала тревога. В 14:10, когда дирижабль пролетал над армейским складом боеприпасов на реке Элизабет, лейтенант Байрам Г. Берт, отвечавший за управление лифтом, заметил, что лифт не работает. После того, как дирижабль потерял управление, Марбери приказал немедленно выключить двигатели и совершить вынужденную посадку, направив дирижабль к курсу Норфолкского загородного клуба на другом берегу реки Лафайет. Несмотря на все усилия всей команды, «Рома» была обречена. В это время корабль полностью потерял управление, накренился на 45° и упал на землю военного склада. Оборвался высоковольтный провод, вызвав сильный водородный пожар. Из 45 человек, находившихся на борту, выжили только 11.

Армейская авиация немедленно приказала провести расследование, чтобы определить причину смерти Ромы. Одним из первых выводов было то, что большинство жертв погибли в результате последовавших за этим водородных пожаров, что было подтверждено опросами свидетелей и некоторых выживших, которые выразили уверенность, что многие члены экипажа могли бы быть спасены, если бы вместо водорода использовался гелий водород. Также было установлено, что причиной крушения стала полная потеря управления, предположительно из-за внезапного обрушения жесткой конструкции в передней части дирижабля из-за потери газа в отсеке №1 и поломки части тросы управления. Хотя точную причину потери газа определить невозможно, можно определить, что основная причина происшествия была связана с разрушением римского покрытия. Действительно, при взлете было замечено, что корпус был в плохом состоянии, а некоторые свидетели подтвердили, что осколки снаряда падали на землю при взлете «Ромы.

Спасатели наблюдают за происходящим. Кран вынимает искореженный металл из разрушенных цыган после крушения склада боеприпасов армии США в Норфолке 21 февраля 1922 года.

На самом высоком уровне ведутся ожесточенные дебаты по поводу неспособности финансировать замену водорода гелием. В Италии эта трагедия также вызвала большой резонанс, вызвав бесчисленные дискуссии и расследования. Умберто Нобиле заявил, что авария была вызвана «серией неудачных обстоятельств, которые привели к тому, что дирижабль упал в зону с множеством линий электропередачи».


результат

оглядываясь назад, мы видим, что эта трагическая авария, как и большинство других, стала результатом ряда взаимосвязанных событий, некоторые из которых были вызваны частично несчастьем, а другие - человеческой ошибкой. Последний полет «Ромы» был осуществлен на очень малой высоте (около 150 м), а благодаря новому двигателю он достиг не достигаемых ранее дирижаблем скоростей. Эти два факта в сочетании с плохим состоянием внешнего корпуса и внутренних бензобаков, которые необходимо было заменить (как предположил Марбери), могли привести к потере водорода в носовом баке, что вызвало серьезную структурную нагрузку на «Рому» киль. Впоследствии передняя жесткая конструкция рухнула, в результате чего трос управления, который также имел жесткую конструкцию, сломался, в результате чего руль высоты испытал угол снижения примерно 45 °. Расследование также показало, что экипаж не компенсировал должным образом разницу в весе американского двигателя в начале полета и не загрузил достаточно балласта, что могло способствовать возникновению проблем, возникших на ранних этапах взлета.

Единственный нерешенный вопрос – почему передний двигатель продолжал работать во время столкновения. Единственное разумное предположение состоит в том, что приказ об остановке двигателя не дошел до соответствующих экспертов в ходе стремительно разворачивающихся событий. Инцидент вызвал в США дебаты по поводу возможности создания дирижаблей, а также привел к решению заменить водород гелием.

В память о трагедии на месте катастрофы в Риме была установлена ​​мемориальная доска в память о 34 жертвах. Кроме того, в Национальном музее ВВС США в Дейтоне, штат Огайо, хранится оригинальный двигатель Ansaldo St. George.


Источник: Историки авиации. Выпуск 34. Страницы 50-57.

Автор: Луиджино Кальяро

Я перевел это сам.

[Мой] Авиация Катастрофа Дирижабль Авиация Итальянско-Американский Перевод Мой собственный перевод технического романа 3

Больше интересных статей здесь: Наука и техника.

Источник статьи: Дирижабль "Roma". Короткая жизнь и трагический итог.