Начало рокового рейса
2 августа 2005 года лайнер Airbus A340 авиакомпании Air France с 297 пассажирами и 12 членами экипажа на борту вылетел из Парижа в Торонто. Казалось бы, это был обычный трансатлантический рейс.
Это тот самый самолет. Источник фото: https://www.planespotters.net/photo/006456/f-glzq-air-france...
Опытный экипаж и тревожные прогнозы
Командиром воздушного судна был 57-летний Алан Роуз, пилот с огромным опытом — более 15 тысяч часов налета. Его вторым пилотом был 43-летний Фредерик Ноэ. Оба считались высококвалифицированными специалистами. Еще до вылета экипаж получил прогноз, предупреждавший о возможных грозах в районе Торонто. На всякий случай было залито дополнительное топливо для возможного ожидания или ухода на запасной аэродром.
Роковое решение садиться
По мере приближения к Канаде прогнозы начали сбываться: над Торонто бушевала сильная гроза. В аэропорту была объявлена «красная тревога», приостанавливающая наземные работы. Однако диспетчеры, разрешившие экипажу посадку, не сообщили пилотам о всей серьезности ситуации. Получив устаревшие данные о погоде, экипаж принял решение заходить на посадку, став третьим в очереди. Два самолета перед ними сели благополучно, что, вероятно, вселило в пилотов ложную уверенность.
Аэропорт Торонто
Посадка в аду
Заход проходил в экстремальных условиях: сплошная облачность, ливень, турбулентность и частые вспышки молний. Метеооборудование в аэропорту вышло из строя после удара молнии. Взлетно-посадочная полоса была затоплена водой и блестела, как зеркало. На последних метрах захода, при отключении автопилота, второй пилот, почувствовав падение скорости, добавил тягу. Это привело к тому, что самолет «всплыл» над глиссадой. В этот же момент ветер сменился на попутный, дополнительно увеличив скорость лайнера.
Самолет пересек порог полосы на высоте 12 метров, что выше нормы, и вошел в зону особенно сильного ливня.
Обратите внимание: "Белая мгла" и дважды выживший в катастрофах.
Видимость практически исчезла. В итоге лайнер коснулся полосы лишь в 1158 метрах от ее начала, имея в запасе менее половины ее длины.Борьба за остановку и катастрофа
Пилоты применили максимальное торможение, но реверс двигателей был включен с задержкой почти в 13 секунд. Мокрое покрытие и попутный ветер свели эффективность торможения к минимуму. Проехав всю оставшуюся полосу, Airbus A340 на скорости около 150 км/ч выкатился за ее пределы, врезался в ограждение и скатился в овраг. Произошел разрыв топливных магистралей и мгновенное возгорание.
Сплошная линия — реальная траектория приземления, пунктирная — нормальная траектория
Чудо-эвакуация
Именно здесь началось «Торонтское чудо». Самый опытный бортпроводник оказался у аварийного выхода и в первые же секунды после остановки начал эвакуацию. Несмотря на отказ аварийного освещения, экипаж с фонариками проверил весь салон. Второй пилот покинул горящую машину последним. Все 309 человек на борту были эвакуированы всего за две минуты, до того как огонь перекрыл все выходы. 12 человек получили серьезные травмы, но никто не погиб.
На месте происшествия
Выводы расследования
Специалисты пришли к выводу, что причиной аварии стала цепочка ошибок. Экипаж принял решение садиться в опасных погодных условиях, неверно оценив ситуацию. Ключевой ошибкой стало увеличение тяги на последнем этапе захода, что привело к «проваливанию» и позднему касанию. Пилоты также не воспользовались правом уйти на второй круг, когда стало ясно, что посадка срывается. Задержка с включением реверса и мокрая полоса довершили дело. Расследование особо отметило безупречные действия экипажа уже после остановки самолета, которые и спасли жизни всем людям на борту.
Telegram «Расследование авиационных происшествий
https://t.me/rumayday
[my] Авиация Полет Самолет Инцидент с пилотом в аэропорту Канадская гражданская авиация Ошибка Длинный пост 6Больше интересных статей здесь: Наука и техника.
Источник статьи: "Красная тревога" и чудо в Торонто.