VZ-9 Avrocar: История экспериментальной "летающей тарелки" США и Канады

17 мая 1961 года авиация стала свидетелем уникального события: впервые поднялся в воздух и перешел в горизонтальный полет необычный летательный аппарат VZ-9 Avrocar, напоминавший по форме классическую "летающую тарелку".

Этот экспериментальный аппарат вертикального взлета и посадки (СВВП) был создан канадской компанией Avro Aircraft по секретному заказу Военно-воздушных сил США. Его главной целью было изучение аэродинамических характеристик и практического потенциала дискообразных летательных аппаратов.

Истоки концепции

Исследования в этом направлении компания Avro начала еще в 1955 году. В основе проекта лежала идея британского конструктора Джона Фроста, предложенная им в 1947 году. Концепция предполагала использование мощного центрального вентилятора для создания воздушной подушки, что, по расчетам, должно было снизить энергозатраты на взлет. Кроме того, технология смешивания воздушного потока от вентилятора с выхлопными газами реактивных двигателей позволяла значительно снизить скорость и температуру исходящей струи, что было важным техническим преимуществом, хотя и спорным с точки зрения эффективности.

Не первая в истории

Был ли Avrocar революционным прорывом? С исторической точки зрения — нет. Идея летательного аппарата с дискообразным несущим корпусом и внутренним вентилятором была описана еще в 1921 году советским ученым Б. Н. Юрьевым, который, впрочем, считал это направление тупиковым для развития авиации. Отдельно стоит упомянуть легендарные разработки нацистской Германии, также экспериментировавшей с дискообразными объектами (эта тема заслуживает отдельного подробного разговора). Несмотря на скептицизм предшественников, в Северной Америке решили проверить концепцию на практике.

Рождение "Автокара"

В 1959 году, в рамках совместного контракта Армии и ВВС США, был построен первый опытный образец аппарата с тарелкообразным фюзеляжем. Он получил официальное обозначение VZ-9V и имя "Avrocar". Неудивительно, что вскоре за ним прочно закрепилось прозвище "Летающая тарелка". Первые привязные испытания (на цепях) начались 5 декабря 1959 года. После короткого пробного полета аппарат был перевезен на знаменитую базу ВВС США "Эдвардс" для полноценных летных испытаний.

Обратите внимание: "Белая мгла" и дважды выживший в катастрофах.

А исторический первый свободный взлет с переходом в горизонтальный полет, как уже упоминалось, состоялся 17 мая 1961 года.

Конструкция и принцип полета

Опытный VZ-9 "Avrocar" был дозвуковым аппаратом. Его закругленный дискообразный корпус диаметром 5,5 метров имел эллиптический профиль. По всей окружности располагался кольцевой воздухозаборник. Точные технические характеристики засекречены, но, по некоторым данным, аппарат мог развивать скорость до 480 км/ч.
Главной инновацией было то, что "Автокару" была доступна не только авиация, но и движение на воздушной подушке у земли. В центре диска располагался большой вентилятор диаметром 1,52 метра, приводимый в движение турбиной. Эту турбину раскручивали выхлопные газы трех турбореактивных двигателей Continental J69-T9. Воздушный поток от вентилятора направлялся по каналам в кольцевое сопло по периметру аппарата и выходил через щель, создавая подъемную силу и тягу. Для управления использовался вращающийся руль внутри кольцевого сопла, отклонявший воздушную завесу.

Переход от движения на воздушной подушке к свободному полету происходил так: разогнавшись у земли, дискообразный корпус начинал создавать аэродинамическую подъемную силу. По мере набора высоты кольцевая струя воздуха трансформировалась, создавая необходимую горизонтальную тягу для полета.

Конец проекта

Однако в 1962 году проект VZ-9 был закрыт. Испытания выявили ряд критических проблем: аппарат обладал недостаточной устойчивостью в полете, постоянно возникали неполадки в силовой установке и системе управления. Дальнейшие работы были признаны нецелесообразными.

Секретность и слухи о НЛО

Разработка и испытания "Автокара" под руководством Джона Фроста проходили в обстановке строгой секретности, поэтому публичная информация о нем была крайне скудной. Именно эта завеса тайны в сочетании с необычной "инопланетной" формой аппарата стала одной из причин всплеска интереса к "летающим тарелкам" в начале 1960-х годов. Многие наблюдатели, видевшие странный диск в небе над испытательными полигонами, не зная об экспериментах, пополняли ряды сообщений о неопознанных летающих объектах (НЛО).

источник: https://dzen.ru/a/ZkNxgl3F5hhJ5kJq?share_to=link

История авиацииПолёты авиацииЛетающие тарелкиВертикальный взлётНаука и технологииСамолетыСШАКанадаВидеоYouTubeДлинный постЯндекс Дзен (Ссылка) 6

Больше интересных статей здесь: Наука и техника.

Источник статьи: "Летающая тарелка" VZ-9 Avrocar.