
Обратная сторона камеры очевидца
Роковая замена
25 мая 1979 года, пятница, аэропорт О'Хара в Чикаго. Капитан Уолтер Лакс, 53-летний опытный пилот American Airlines, уже почти закончил свой рабочий день и с нетерпением ждал выходных, которые планировал провести с сыном Михаилом. Однако планы резко изменились, когда его второй пилот попросил поменяться рейсами из-за важного семейного праздника. Несмотря на разочарование, Уолтер согласился. Его телефонный звонок сыну, чтобы предупредить об изменении планов, оказался их последним разговором. Вместо отдыха капитану Лаксу предстояло возглавить рейс AA191 из Чикаго в Лос-Анджелес на лайнере McDonnell Douglas DC-10.

McDonnell Douglas DC-10 — самолёт, ставший участником трагедии.
Роковой взлёт
Экипаж, состоявший из командира, второго пилота и бортинженера, знал, что их самолёт недавно, менее двух месяцев назад, прошёл капитальный ремонт. Бортовой журнал не содержал записей о неисправностях. На борту находилось 258 пассажиров и 10 бортпроводников. После предполетного осмотра, не выявившего проблем, лайнер в 14:50 начал буксировку к взлётно-посадочной полосе. Небо было ясным, видимость отличной.
В 15:02 рейс AA191 начал разбег по ВПП 32R. На скорости 257 км/ч, известной как V1 (скорость принятия решения о продолжении или прекращении взлёта), второй пилот доложил «Взлёт!» и начал отрыв. Но почти сразу самолёт резко рвануло влево, в кабине загорелись сигналы тревоги. «Дерьмо! У нас отказал двигатель №1!» — выкрикнул второй пилот. Сбросить скорость и прервать взлёт было уже невозможно — лайнер был в воздухе.
Цепь катастрофических событий
С диспетчерской вышки было видно, как левый двигатель (№1) вместе с пилоном — конструкцией, крепящей его к крылу, — оторвался, перелетел через крыло и упал на взлётную полосу. Отрыв двигателя привёл к серии фатальных повреждений:
- Был пробит топливный бак в левом крыле, оставивший за самолётом белый след вытекающего керосина.
- Были повреждены гидравлическая и электрическая системы, что привело к автоматическому уборке предкрылков на левом крыле — элементов, критически важных для создания подъёмной силы на малых скоростях.
- В результате самолёт, лишённый симметричной подъёмной силы, с трудом набирал высоту, его вертикальная скорость была вдвое ниже нормы.
Пилоты, следуя инструкциям для полёта на двух двигателях, пытались выровнять крен и сохранить управление. На высоте около 90 метров они снизили скорость до 283 км/ч, что было правильным решением при отказе одного двигателя, но роковым в условиях одновременного отказа механизации крыла. Левый крен неумолимо увеличивался.
На высоте 122 метра левое крыло заняло практически вертикальное положение. Свидетели на земле застыли в ужасе. Менее чем через минуту после отрыва, в 15:04, рейс AA191 под углом около 20 градусов врезался в землю, рухнув на трейлерный парк в пригороде Чикаго. Полные топливные баки взорвались, образовав гигантский огненный шар. Спасатели, прибывшие через 10 минут, не нашли выживших. Погибли все 271 человек на борту и 2 человека на земле. Ещё двое на земле получили тяжёлые ранения.

Место катастрофы после падения самолёта.
Причина трагедии: экономия, приведшая к халатности
Расследование Национального совета по безопасности на транспорте (NTSB) выявило коренную причину катастрофы. За два месяца до трагедии самолёт проходил плановое техническое обслуживание в Талсе (Оклахома). Производитель, McDonnell Douglas, рекомендовал снимать двигатель и пилон по отдельности. Эта процедура была безопасной, но более длительной и дорогой.
Механики American Airlines, стремясь сэкономить время и деньги, нарушили инструкцию. Они использовали обычный погрузчик, чтобы снять двигатель вместе с пилоном как единый блок. Это создало ударные нагрузки на крепления пилона к крылу, что привело к образованию микротрещин в критически важном элементе конструкции — задней опоре пилона.

Схема крепления двигателя и пилона к крылу. Красным отмечена повреждённая задняя опора.
В последующие недели эти микротрещины росли от нагрузок при каждом взлёте и посадке. 25 мая 1979 года, во время разбега рейса AA191, металл окончательно не выдержал, и крепление разрушилось, что привело к отрыву двигателя.
Последствия и выводы
Симуляции на тренажёре с участием самых опытных пилотов показали, что в сложившейся ситуации — отказ двигателя вкупе с потерей механизации левого крыла — спасти самолёт было практически невозможно. Сын капитана Лакса, Майкл, позже заявил: «Это доказательство того, что в такой ужасной ситуации мой отец сделал всё, что сделал бы на его месте другой опытный капитан».
Трагедия имела далекоидущие последствия:
- Это крупнейшая по числу жертв авиакатастрофа в истории США и вторая по масштабам для самолёта DC-10.
- NTSB отозвал сертификаты лётной годности всех DC-10 в США почти на полтора месяца для проведения тщательных проверок. Были обнаружены усталостные трещины в пилонах ещё 31 самолёта.
- Авиакомпании понесли колоссальные финансовые убытки из-за простоя флота.
- Самолёт DC-10, и до этого имевший ряд громких инцидентов, получил мрачное неофициальное прозвище «Крейсер Смерти 10» (Death Cruiser 10).
Начальник смены техобслуживания в Талсе, руководивший той злополучной процедурой, покончил с собой в ночь перед судом. Катастрофа рейса AA191 навсегда осталась чёрной страницей в истории авиации, суровым напоминанием о том, что экономия и пренебрежение регламентами в авиационной индустрии недопустимы и могут привести к необратимым последствиям.

Момент отрыва двигателя и начала рокового крена, запечатлённый камерой очевидца.
Пожалуйста, проголосуйте и подпишитесь. Ваши реакции вдохновляют нас на написание новых статей. Заранее спасибо от всей команды!
«Расследование авиакатастроф» в Telegram
https://t.me/rumayday/
[мин]АвиацияСамолетПолетАэропортКатастрофаГражданская авиацияПилотИнцидентАвиакатастрофаПожарСШАДлинный постНегатив 23 Поддерживающие чувстваБольше интересных статей здесь: Наука и техника.
Источник статьи: Отвалился двигатель на взлёте.